Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Производственники и новаторы   \   Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович

Знаменитые новокузнечане

Герхард Козель. Автопортрет Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович

Козель (Коссель, Kosel) Герхард Густавович

18.02.1909 г. - 21.09.2003 г.
Сфера деятельности: Архитекторы, Кузнецкстроевцы, Учёные
Просмотров: 137

Архитектор Кузнецкстроя (1932-1936). Президент Академии строительства Германской Демократической Республики (1961-1965), профессор


Герхард Козель родился в 18 февраля 1909 года в Нижней Силезии в городе Шрайберхау (ныне город Шклярска-Поремба в Польше). Его отец Густав Козель был слесарем, мать Элизабет Козель – кухаркой. Сам Герхард после окончания средней школы высшей ступени (Oberrealschule) в Хиршберге до поступления в Берлинский технический университет освоил профессии сантехника и каменщика. С 1927 по 1931 изучал архитектуру в Берлине и Мюнхене. Его учителями были известные архитекторы Бруно Таут (Bruno Taut) и Ханс Пельциг (Hans Poelzig). Во время учёбы в 1929 году Козель уезжает в Севилью, где пробует себя в качестве дизайнера.

Будучи студентом технического университета, он входил в клуб «Красные студенты», а в 1931 году вступил в Коммунистическую партию Германии. Как все прогрессивные молодые люди Г. Козель проявлял интерес к событиям, происходящим в СССР – первой стране, строящей социализм. И когда советское правительство пригласило иностранных специалистов на строительство металлургической базы Магнитогорск-Новокузнецк, двадцатитрёхлетний Герхард Козель был одним из тех, кто принял это приглашение.


«Через три месяца после выхода первого чугуна, в начале июля 1932 года, я стоял на платформе станции Новокузнецк среди снующих между горами мешков, корзин, котомок приезжих. После того, как я предъявил представителю строительного управления своё командировочное удостоверение, мои два чемодана были погружены в грузовик. Я поднялся в кузов и осмотрелся. Моему взору открылся вид на котлован, экскаватор, строительные леса, краны. На горизонте виднелись трубы электростанции и силуэт водонапорной башни. Заработал мотор. Грузовик набирал скорость, двигаясь по лужам и выбоинам. Густая глинистая пыль поднималась вверх, смешивалась с дымом коксовых батарей и доменных печей. Солнце красным огненным шаром висело над стройкой. В строительно-монтажном управлении была тёплая встреча, состоялся короткий разговор о предстоящих задачах. Я поселился в построенном в сибирском стиле бревенчатом доме. Затем я позвонил секретарю местного отделения КПГ Курту Швотцеру.
На следующее утро начался мой первый рабочий день в большом коллективе строителей Кузнецкого металлургического комбината».

Так описывает свой первый день пребывания на Кузнецкстрое Герхард Козель в своих воспоминаниях.

К моменту прибытия в Новокузнецк Герхарда Козеля 120 тысяч человек было сосредоточено на строительной площадке металлургического комбината и социалистического города. В городе уже были построены сотни бараков и даже несколько кирпичных домов. Но большинство рабочих ютились в землянках и переполненных бараках. Герхард Козель вошёл в состав рабочей группы, которой предстояло решить важную задачу повышения эффективности производства при строительстве жилых домов. Рабочей группой была проделана серьёзная исследовательская работа: детально проанализированы все строительные, а также транспортные и подготовительные процессы, просчитаны трудозатраты, разработаны номограммы. Всё это вкупе с новейшими достижениями в области научной организации труда позволило внедрить рациональные технологии. Новый метод предусматривал организацию специализированных рабочих бригад, обучение и повышение квалификации рабочих, использование в строительстве сборных элементов из имеющихся материалов, внедрение методов монтажа, что было актуально в суровых климатических условиях.

Поскольку опыта по внедрению методов монтажа на строительных площадках не было, архитекторам и строителям приходилось экспериментировать. Г. Козель получил задание разработать проект рабочего общежития с универмагом и рестораном. Для пятиэтажного здания была разработана конструкция с колоннами из кирпичной кладки, которые были соединены железобетонными балками. Наружные стены состояли из сборных легких панелей. Из-за нехватки стали и цемента значительную часть планируемых железобетонных балок пришлось заменить деревянными. Несмотря на возникшие трудности, строительство было завершено в срок.

Однако, по воспоминаниям Козеля, каждый раз возвращаясь в Новокузнецк после длительного отсутствия, он бросал взгляд на общежитие и с облегчением видел, что оно не повреждено. Потому что в условиях жёсткой экономии строительных материалов, ему пришлось при проектировании подойти к пределу «технически приемлемого риска» при расчётах устойчивости конструкции. (К слову, здание простояло на пересечении улицы Кирова и проспекта Металлургов, до начала 90-х гг. выполняя своё предназначение – общежития, сначала для работников КМК, а позже для студентов СМИ, и было снесено 2004 году).

В начале 1933 года сгорело деревянное здание, в помещении которого проходили собрания, демонстрировались кинофильмы, ставились спектакли. Партийным и заводским руководством было принято решение о строительстве городского театра. Проектирование нового театра было поручено Герхарду Козелю. Театр должен был открыться к очередной годовщине Октябрьской революции. Из-за коротких сроков проектирование и строительство шли одновременно. Часто ночь становилась продолжением дня, чтобы утром рабочим предоставить новые чертежи для дальнейшего строительства. Работали без выходных. Во время строительства возникли непредвиденные трудности. Болотистый грунт требовал выполнения сложных работ по очистке и укладке глубоких фундаментов. Уже в ходе строительства пришло дополнительное требование – увеличить вместимость зрительного зала с 800 мест до 1000. Здесь Г. Козелю очень пригодились знания о строительстве театров, полученные им на семинарах профессора Пельцига. Совместными усилиями архитектора Козеля, инженера Г. Аппака и проектировщика Г. П. Шкрядо эти и многие другие проблемы были решены. Городской театр был построен за 200 дней, и 6 ноября 1933 года в нём уже прошли праздничные мероприятия в честь 16 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

Сам Герхард Козель на торжественном открытии не присутствовал. По его словам, он предпринял «авантюрное путешествие» по Средиземному морю. Его друзья организовали ему встречу с родителями на территории Чехословакии. В Германии к власти пришли фашисты и появление там автора отчётов о социалистическом строительстве в СССР, которые использовались коммунистами в качестве агитационного материала, было небезопасным. Отец передал Герхарду предложение руководителя отделения НСРПГ (Национал-социалистической рабочей партии Германии) вернуться на родину и работать на благо великой Германии. Решение нужно было принять незамедлительно. Герхард отказался. Его жизнь, несмотря на то, что полтора года, проведённые на Кузнецкстрое, были полны трудностей и тяжёлой работы, была связана с Советским Союзом, который стал для него страной, способной противостоять фашистской диктатуре. Прощание с отцом было коротким, больше они никогда не виделись (в 1938 году решением рейхсминистра внутренних дел Г. Козель был лишён немецкого подданства).

По возвращению в Новокузнецк Козеля ждала важная работа.
Первый этап строительства Кузнецкого металлургического комбината был завершён. С вводом в строй электростанции, новых коксовых батарей, второй доменной печи, шамотного и прокатного цехов Кузнецкий комбинат первым среди заводов СССР добился завершения технологического цикла в производстве прокатной стали. При переходе к непрерывному режиму работы возникла серьёзная проблема. При проектировании завода не были учтены природные условия Сибири. В тёплое время года и при понижении температуры до – 10ºС - 20ºС градусов оборудование, закупленное в США и Германии, работало в соответствии с расчётными нормами. Но при понижении до – 30ºС и ниже (а столбик термометра нередко опускался до – 50ºС) аварии следовали одна за другой на всех этапах производства.

Американские консультанты предложили останавливать завод в зимнее время.

Руководство завода разработало оперативные меры, чтобы избежать повторения производственных потерь из-за морозов. Для этого были мобилизованы все инженерно-технические кадры. Группе под руководством Герхарда Козеля предстояло решить проблему по термоизоляции цехов, а также произвести сравнительный анализ производительности американских и немецких мостовых кранов, чтобы в случае отказа от иностранных поставок по причине высокой аварийности, наладить их производство.
В борьбе с авариями рабочие и инженеры, рационализаторы завода совершали подвиги, демонстрировали величайшую работоспособность, мужество и изобретательность, тем самым предотвращая надвигающуюся опасность остановки комбината. Но анализ показал, что героизма недостаточно для обеспечения планового, ритмичного, динамично развивающегося производства. Заключение, данное группой Г. Козеля, сыграло свою роль в дальнейшей реорганизации руководства, толчком для которой стал визит народного комиссара тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе.

Как одну из первых и особо сложных задач Г. Козель вспоминает проект серии трансформаторных станций, которая требовала обширного изучения функций и установки электротехнического оборудования. Проектирование этого объекта дало архитектору возможность воплотить в жизнь его идеи о современной промышленной архитектуре.

Также Г. Козель принял участие в строительстве ряда общественных объектов в Новокузнецке. Вместе с архитекторами Е. Я. Уманским, А. Лёхером, А. Морицем, Г. П. Шкрядо проектировал Клуб металлургов (ныне Дворец культуры и техники КМК – памятник архитектуры федерального значения). По его проекту построено здание почтово-телеграфного управления (Главпочтамт). В содружестве с коллегами проектировал Парк металлургов (Г. Козель - автор макета центрального входа со скульптурами сталеваров).

Время напряжённой работы по достоинству было оценено руководством стройки: Герхарду Козелю было присвоено почётное звание ударника второго года второй пятилетки с вручением Почётной грамоты.
С ростом авторитета молодого архитектора расширяется круг его обязанностей. Руководством комбината ему поручена ответственная работа по проверке и принятию проектов, разработанных ведущей организацией градостроительного профиля «Горстройпроект».

Для Козеля участие в строительстве металлургического комбината и социалистического города имело решающее значение в его профессиональном и личностном становлении. «Моё политическое мировоззрение, моё техническое и экономическое мышление, мои научные исследования, мои архитектурные концепции были в значительной степени обусловлены опытом, который я приобрёл на большой строительной площадке Сибири».


С середины 1936 года Герхард Козель работает в Москве в тресте «Горстройпроект». Наряду с разработкой типовых проектов для индустриального жилищного строительства Козель продолжает научные исследования. Народный комиссариат по строительству в 1940 году утвердил его разработку о применении серии стандартных строительных материалов, издав её тиражом 15 тысяч экземпляров.

В годы Великой Отечественной войны Герхард Козель выполняет задания по эвакуации на восток промышленных объектов из областей, находящихся под угрозой оккупации. Потом в Томске в должности главного инженера руководит возведением предприятий, выпускающих продукцию для фронта и оборудование для шахт Кузбасса. Одновременно преподаёт архитектуру в Томском коммунально-строительном техникуме, вместе с архитектором М. Шировым проектирует здание Театра оперы и балета для Монгольской Народной Республики.

После войны Герхард Козель по заданию Министерства государственной безопасности СССР разрабатывает ряд объектов, среди которых ядерный исследовательский центр и центр разработки ракет.

В сентябре 1954 г. архитектор вернулся на родину. Его опыт пригодился при восстановлении разрушенных войной городов. Г. Козель разработал положения по индустриализации строительства ГДР на основе достижений Советского Союза.


С 1961 по 1965 год Г. Козель – президент германской Академии строительст­ва по вопросам науки и тех­ники, с 1957 по 1972 год – председатель постоянной ко­миссии СЭВ по строительст­ву. В 1967-1972 годах он был заместителем министра строительства и с 1977 по 1984 годы представлял ГДР в Комиссии ООН по населенным пунктам.

Герхард Козель – лауреат Национальной премии ГДР (1963). Имеет множество государственных наград, среди которых высшая награда ГДР – Орден Карла Маркса (1979); орден «За заслуги перед Отечеством» (1989), орден «Звезда дружбы народов» (1984), медаль за борьбу с фашизмом 1933-1945 гг.
Скончался Герхард Козель 21 сентября 2003 года.


Дополнительные материалы

  1. Kosel G. Unternehmen Wissenschaft : Die Wiederentdeckung einer Idee : Erinnerungen / Gerhard Kosel. Berlin : Henschelverlag Kunst und Gesellschaft, 1989. 354 s. ISBN 5-362-00390-7.
  2. Берлин А. Дело жизни / А. Берлин // Кузнецкий рабочий. 1986. 29 августа. С. 4.
  3. Берлин А. Дело жизни или рапорт партии рабочего класса / А. Берлин // За кадры. 1979. 19 сентября. С. 3-4.
  4. Гарипов М. Он строил город-сад / М. Гарипов //Комсомолец Кузбасса. 1986. 25 марта. С. 3.
И. В. Кручинина (составитель), август 2018