В 2007 поэт Александр Раевский стал одним из первых обладателей кузбасской литературной премии «Образ», которая вручается в День славянской письменности.
Чтобы создать по-настоящему ценное литературное произведение, мало уметь рифмовать строки и складывать их в строфы. Быть поэтом – это нечто большее. Каждое своё творение необходимо наполнять смыслом, рассказывать людям о вещах, которые берут за душу, делиться собственным опытом и переживаниями. Александр Дмитриевич Раевский, человек с непростой судьбой и насыщенной событиями жизнью, в полной мере обладает этим талантом, а также искренним желанием говорить со своим читателем, доверять ему свои мысли, помогать преодолевать трудные ситуации.
Поэт, имя которого сегодня знают не только жители Кузбасса, но и других регионов огромной России, родился 11 августа 1951 года в селе Алабуга Каргатского района Новосибирской области. Ранние годы будущего писателя проходили на деревенском просторе и запомнились как самые счастливые. Красивейшая природа родных краёв, общение со сверстниками, учителя, посвятившие себя воспитанию будущего поколения - всё это помогло сформироваться личности творца, который начал свой взрослый путь с попытки сделать этот мир лучше.
После службы в армии, которую он нёс в Германии, Александр Раевский вернулся домой. Уже в юные годы его глубоко интересовало искусство и волновали проблемы культуры. И было естественно, что скоро он занял должность директора Дома культуры в родном селе.
В 1974 году переехал в Новокузнецк. Здесь он не только писал стихи и общался творческими людьми. Он в самом прямом смысле слова спасал человеческие жизни. На протяжении двадцати лет тушил пожары, поскольку служил в военизированной пожарной охране города (вышел в отставку в звании капитана), и успел повидать достаточно боли, горя и отчаяния, которые также не могли не найти отражения в его творчестве. Но видел он не только плохое. Было много хорошего. Того, о чём следует говорить, чем нужно восхищаться: доблесть тех, кто спешил на помощь пострадавшим, сила духа и несгибаемая воля. Конечно, не отметить и не признать эти качества в обычных людях, которые живут в этом мире сегодня, поэт не мог.
Раевский давно считает Новокузнецк своим родным городом. Здесь он получил высшее образование в Новокузнецком педагогическом институте, окончив факультет русского языка и литературы. Здесь родились его дети и внуки.
После пожарной охраны Александр Дмитриевич устроился работать частным охранником. Он по-прежнему честно служил людям, но теперь на другом уровне. В 2006 году вышел на заслуженный отдых.
Первую награду, «За воинскую доблесть» в честь столетия со дня рождения В. И. Ленина, А.Д. Раевский получил ещё в армии. Далее были медали МВД всех трёх степеней «За безупречную службу».
Ещё в детстве Александр Дмитриевич понял, что может и хочет писать стихи. Уже в те годы ему было что сказать миру. Ранние произведения автора поражают глубиной восприятия, которая присуща лишь единицам. Своё увлечение ему удалось пронести через годы и не утратить интерес к творчеству и литературе, что происходит прискорбно часто при соприкосновении с жестокой взрослой реальностью. Только человек, чей внутренний мир богат, который умеет тонко чувствовать, понимать окружающую действительность на инстинктивном уровне и сопереживать другим, может сохранить жажду созидания не только в юности, когда мир сияет радужными красками, но и в зрелые годы. У Раевского это получилось. Всё, что он видел вокруг себя, выливалось в слова, ложилось на бумагу, брало за живое тех, кому довелось услышать или прочитать стихи автора.
Первое стихотворение было опубликовано в 1968 году в районной газете.
В середине девяностых годов талант поэта был оценен по достоинству не только поклонниками его творчества, которые к тому моменту уже успели у него появиться, но и профессионалами. В 1995 году он стал членом Союза писателей России.
Любому другому спасать людские жизни на основной работе, дарить умиротворение и подталкивать к размышлениям после непростых трудовых будней было бы достаточно. Но Раевскому этого казалось мало. Он хотел принимать активное участие в продвижении отечественной литературы, правильном воспитании будущего поколения, изменении общественного мировоззрения, что было особенно актуально в конце прошлого столетия. Поэтому на всем протяжении своей творческой деятельности Александр Дмитриевич всегда принимал и принимает участие в городских, областных и региональных культурных мероприятиях. Выступал в школах, социальных заведениях, в рабочих коллективах, в библиотеках города. Поддерживает тесные творческие связи с сотрудниками Центральной библиотеки им. Н.В. Гоголя и музея Ф.М. Достоевского. В своё время руководил детско-юношеской студией «РОСТ» при Центральной детской библиотеке.
Два года в должности ответственного секретаря возглавлял Новокузнецкий филиал Союза писателей Кузбасса по югу области. Поддерживает постоянно творческие связи с литературными объединениями и клубами городов Осинники, Калтан, Прокопьевск, Междуреченск, Мыски.
Читатели, которые ценят творчество современников и умеют разбираться в хорошей литературе, способной не только развлечь, но и дать пищу для сердца и ума, знакомы со многими произведениями, превратившими молодого поэта в настоящего мэтра словесности. Среди них поэтические сборники «Полуденный костёр» (1984), «Пьяные цветы» (1994), «Сугробчик» (1998), «Забураненный рай» (2005), «Стеклянная лестница в небо» (2011), «Ласковая высь» (2016), «Золотой жук» (2021).
Его стихи печатались в журналах «Сибирские огни» (Новосибирск), «Москва», «Огни Кузбасса» (Кемерово), «Роман-газета» (Москва), «Сибирские Афины» (Томск), «Барнаул» (Алтай), «Кузнецкая крепость» (Новокузнецк), «Наш современник» (Москва), «Крым» (Республика Крым), «Волга» (Саратов). Публиковались в центральных и региональных сборниках «Дыхание земли родимой» (Кемерово, 1979), «Час России» (Москва, 1988), «На родине моей повыпали снега» (Кемерово, 1998), «Площадь Пушкина» (Кемерово, 1999), «Пять стихотворений о любви» (Кемерово, 2000), «Это мы, Господи!» (Томск, 2003), «Воскресенье» (Екатеринбург, 2005), «Собор стихов» (Кемерово, 2003), «Слово о матери» (Тобольск, 2011), и др.
Столь богатая библиография не могла быть не отмечена деятелями культуры, литературоведами и экспертами по части русской словесности.
«Стихи Раевского сюжетны, маленькие повести, которые разрослись до сказок. Например, «Сказка про белого бычка и невезучего мужичка», «Сказка про Степана-молчальника и большого начальника». Сатира, народность и вообще его творчество отмечено бытийной актуальностью и болью за судьбу простого человека! Пусть иногда он по-житейски груб, но его стихам безоговорочно веришь» (Сергей Озеров).
Раевский неоднократно побеждал на престижных конкурсах, которые помогали ему не только привлекать внимание общественности к новым творениям, но также совершенствоваться и шлифовать свою поэзию, делая её более глубокой, более красивой, более совершенной. Он является лауреатом премии «Молодость Кузбасса» (за участие в общем сборнике «Дыхание земли родимой» (1979), премии «Образ» (2007), премии журнала «Наш современник» (2003), награждён медалями «За служение Кузбассу» (2004), «За веру и добро» (2011), орденом «Звезда Достоевского» (2022).
В декабре 2017 года Александр Дмитриевич удостоен ежегодной областной Литературной премии имени Виктора Баянова, которая была учреждена в 2014 году.
В 2018 году стал лауреатом первой степени в номинации «Поэзия» областного конкурса профессиональных писателей «С любовью к Кузбассу», посвященного 75-летию Кемеровской области.
В 2022 году удостоен литературной премии года в номинации «Поэзия» за книгу стихов «Золотой жук».
Сегодня творческий путь Александра Дмитриевича Раевского продолжается. Все желающие имеют возможность познакомиться как с его опубликованными произведениями, так и с новыми, только-только увидевшими свет творениями, посетить творческие вечера автора и послушать стихи, звучащие из его собственных уст. Многие уже успели приобщиться к миру, который поэт неизменно рисует в своих стихах. Именно поэтому этот замечательный, невероятно талантливый человек, бесстрашно бросающийся навстречу опасности, не трепещущий перед общественным мнением и возможным непониманием, по праву заслужил всеобщую любовь и вписал свое имя на страницы истории.
«НЕБЕСНУЮ ЧАШУ БОЯСЬ РАСПЛЕСКАТЬ»: (о сборнике избранных стихотворений А. Раевского «Ласковая высь») / Анатолий Сазыкин
Вниманию читателя предлагается сборник стихотворений известного новокузнецкого поэта Александра Раевского, который он определяет как «Избранное». Действительно, сборник вобрал в себя стихотворения, уже публиковавшиеся в предыдущих сборниках, в журналах «Наш современник», «Огни Кузбасса», в центральных и региональных литературных изданиях, а так же написанные в самое последнее время.
Автор не делит содержание книги на тематические разделы и не выстраивает их по хронологическому принципу. Из содержания очевидно, что автора привлекает задача отобрать в сборник наиболее значимые для него стихотворения, которые выражают его духовное, гражданское и творческое развитие на протяжении всего жизненного пути до сегодняшнего дня. Меняется время, меняется поэт, возникают новые темы и рождаются новые стихи, но самые основы его видения и понимания жизни, его творческой манеры остаются. И возникает интересная возможность видеть, как меняется, растёт поэт, оставаясь собой.
Уже не один раз и разными авторами утверждалось, что основой творческого облика Александра Раевского является тот факт, что он – сугубо русский поэт. Не по национальности только, а по самой своей духовной сущности. Отсюда в его творчестве – благоговение перед красотой родной природы, глубокое осознание единства жизни природы и человеческой души, непроходящая тревога и боль за жизнь и историю своего народа, абсолютный приоритет духовных начал и ценностей перед материальными, опора на неиссякаемые родники народного творчества. В абсолютном большинстве его очень личностных стихотворений отчётливо просматривается русская классическая литературная традиция, заставляющая вспомнить и Пушкина, и Гоголя, и Лермонтова, Некрасова, Есенина, Рубцова и не потому, что он склонен подражать кому-то, а потому, что как последователь отчётливо осознаёт своё нравственно – эстетическое единство с предшественниками, приемлет его, им гордится и его развивает.
Хочется выделить некоторые особенности тематики данного сборника, отличительные черты творческой манеры автора, индивидуальные приметы его стиля и языка. При всей зоркости его наблюдений над миром природы, конкретными жизненными обстоятельствами, самым важным для него является всё-таки отражение внутреннего мира человека, духовная жизнь лирического героя. Очень многие стихотворения содержат в себе напряжённые и глубокие раздумья автора над личной судьбой в тесной связи с судьбой страны, со своей эпохой. Выделяются здесь такие стихотворения, как «В мартовском лесу», «Лесосплав», «Слепой человек» и многие другие. Значима тема поиска идеала, столь характерная по большому счёту для русской литературы вообще, начиная от народных сказок до произведений классиков. Интересно в этом плане стихотворение «Бабушкины слова», образный строй которого вбирает в себя и детские сны и мечтания, и народные предания, и заветы старины. Напряженным нервом, горькими, подчас мучительными раздумьями полны стихи, написанные в переломное время, в конце 80-х – в 90-е годы и в начале нового века. С новой силой встанут в произведениях поэта извечные русские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», и проблема вины и ответственности в стихотворениях «В глухое время непогоды», «Мужик – 91», «Огляделся - иная среда!» и в целом ряде других.
Естественно, не сможет автор оставить без поэтического отклика и ту непосредственную среду, в которой живёт большую часть своей жизни, ставшую судьбой для нас всех, живущих в Новокузнецке, в Кузбассе. Стихотворения «Вещий сон», «Промзона» и другие далеки и от комплиментарности, и от очернительства, они просто констатируют суровую реальность в восприятии поэта.
Очень интересным представляется тематический аспект, отражающий традиционнейшую для русской поэзии тему народа. Сам выходец из сельской среды и до сих пор кровно с ней связанный, он ещё в начале творческого пути писал: «Город славить не умею // Жить в деревне не могу». Далеко не новая проблема, столь родная для русской поэзии. Куда же деться от своих корней поэту, который вовсе не перекати-поле? Тёплые, искренние, за душу трогающие стихи о матери, об отце, о бабушке, о милых деталях деревенского быта («Гость» и др.), взгляд на мир сквозь призму народного понимания жизни – всё это есть. Нет сусальности и идеализации. Есть трезвые и точные наблюдения и суждения, как в стихотворениях «В глухое время непогоды» и «Старуха в бога верит слепо». Именно в стихотворениях этой тематики автор восходит к глубоким философским истинам, только не через абстрактное умствование, а через понимание и переживание явлений обыденной жизни, как это звучит в произведениях «Встреча», «Родник» и целом ряде других.
Не минует Александр Раевский и такой традиционной темы, как тема предназначения поэта и сущности поэтического творчества. К тому, что здесь сказано великим Пушкиным, вообще трудно что-либо добавить, автор этого и не пытается делать. Он ищет и находит слова для выражения личного своего понимания феномена поэтического творчества в стихотворениях «Поэт» и «На юбилей поэта». В дополнение к этому он создаёт ещё две чрезвычайно интересных поэтических исповеди, посвящённых одна памяти друга-поэта Николая Николаевского, другая, «Позднее прозрение», посвящена памяти одного из великих русских поэтов ХХ века Юрия Кузнецова.
Хочу выделить ещё одну жанровую разновидность творчества Александра Раевского. Это его поэтические миниатюры. По тематике они самые разнообразные. Объединяет их выношенность, даже я бы сказал, выстраданность в душе и в сознании поэта. Ни одну из них нельзя назвать случайно возникшей, проходной. Все тяготеют к афористичности, кратки и глубоки. Это «Судьба России», «1812-й год», «Преданный», «Шла дорога – от села», «Русь-тройка», «Лесосплав» и другие.
Что касается стилевых доминант творчества автора сборника, то важнейшая из них – это краткость, сжатость выражения переживаемого чувства и экономность использования выразительных средств. Он не страдает вычурностью языка, чужд экспериментаторству в построении строфы и стиха, полностью лишён желания удивить новизной лексики или речевых оборотов. Его главная забота – полнота и точность выражения мысли. При всей узнаваемости стихи ценны тем, что несут в себе выражение той напряжённой внутренней жизни, которой живёт русская провинция, та глубина, в которой, по слову Некрасова, «вековая тишина». Это не тишина рабского безмолвия и безмыслия, это выражение глубинной, корневой, подлинной народной жизни. Много горьких слов и мыслей в последних стихотворениях сборника и их ничем не перечеркнёшь, если только, как раньше говорили, «не отступать от правды жизни». Но я хотел бы закончить своё слово о поэте мыслью о том, что основной, ведущий пафос стихов Александра Раевского не выразить каким-то однозначным определением. Многогранны и тематика, и стилевая манера, сложно авторское отношение к окружающему миру, к происходившим и происходящим в стране событиям, разнообразны суждения о себе и людях и о своём призвании как человека и как поэта. Можно всё-таки попытаться выделить какую-то равнодействующую. Это утверждение сложности, радости и горечи жизни. Это приоритет духовности над меркантилизмом. Это приоритет народных начал и принципов в понимании и осуществлении жизни. Это добрая ирония в отношении к себе самому и своему лирическому герою. Это уверенность в торжестве жизни.
Произведения А. Раевского
Дерево вечности / Александр Раевский // Волга. 2023. № 5. С. 34-39.
«Мне мечты – как и стай – не догнать»: творческий вечер А. Раевского (6.11.2016)
«Небесную чашу боясь расплескать»: о сборнике стихотворений Александра Раевского «Стеклянная лестница в небо» / Анатолий Сазыкин // Кузнецкий рабочий. 2015. 5 августа.
«Миры ворочая подспудно» : сегодня исполняется шестьдесят лет первоклассному поэту Александру Раевскому / Елена Трухан // Кузнецкий рабочий. 2011. 11 августа (№ 93). С. 15.
«Как метели, года просвистели...» / Геннадий Кузнецов // Кузнецкий рабочий. 2011. 5 мая (№ 51). С. 3.