Главная   \   Новости   \   Проект «Родина Кузбасс: 300 лет в истории России»   \   Коренные народы Кузбасса, виртуальная выставка

Коренные народы Кузбасса, виртуальная выставка

Событие: 04 декабря 2020
Категория: Проект «Родина Кузбасс: 300 лет в истории России»
Дата публикации: 05 декабря 2020
В рамках проекта «Родина Кузбасс: 300 лет в истории России» Информационно-библиографический отдел продолжает цикл виртуальных тематических выставок «Имя гордое – Кузбасс».

Выставка «Коренные народы Кузбасса» расскажет вам, каким образом происходило заселение Западной Сибири, как складывались отношения между русскими и народами, населяющими территорию будущего Кузнецкого уезда, а затем и Кузбасса. Русские стали заселять Сибирь с конца XVI века, и уже к концу XVII века численность русских в Сибири превышала численность её разноплеменного местного населения.

Население, обитавшее в северных таёжных районах Алтая, в том числе и в Шории, жило преимущественно охотой на крупного копытного зверя и промышляло ценных пушных зверей, добывало железо, из которого изготовлялись различные изделия. После распада монгольской империи, примерно со второй половины XV в., Южная Сибирь, особенно Алтай, попадает под иго западно-монгольских или ойратских ханов. Эти ханы именовались в русских исторических документах «джунгарскими» или «калмыцкими». Господство длилось до середины XVIII в., т. е. до тех пор, пока Джунгария не была разгромлена маньчжурским императором Китая.

Телеутская землица (телеуты, теленгуты) – одно из алтайских племен, сыгравших заметную роль в истории не только алтайцев, но и других тюркоязычных племен Южной и Юго-Западной Сибири. Они занимались скотоводством, рыбной ловлей и собирательством, знали различные домашние промыслы.

Телеуты («белые калмыки»), которые принимали русское подданство, назывались «выезжие». Выезд телеутских семей на территорию Томского, Тарского и Кузнецкого уездов поощрялся при условии принятия российского подданства.

В XIX веке на Алтае были заложены основы «нового» миссионерства», хотя и раньше Русская Православная церковь старалась распространять христианскую веру среди народов, входящих в состав Российского государства. Изучение тюркских наречий позволило миссионерам свободно общаться с «язычниками» и объяснять суть молитв и обрядов. Первым миссионером Кузнецкого отделения был назначен Василий Иванович Вербицкий (1827-1890). Отец Василий поселился в казачьей станице Калтан Кузнецкого уезда, затем переехал в инородческий улус Кузедееевский.

В конце XIX века практически во всех отделениях миссии Кузнецкого уезда было по две миссионерских школы. Миссионеры способствовали развитию школьного образования, формированию литературного шорского и телеутского языков, созданию национальной литературы.

Шорские поселки с традиционным укладом жизни, культурой, обычаями и сохранившимся разговорным шорским языком находятся в отдаленных таежных местах в Таштагольском районе на речке Мрассу. Небольшая часть шорцев сегодня проживает в Хакасии. Телеуты – один из народов тюркоязычной группы сохранил национальное самосознание лишь в отдельных селах Новобачаты и Беково в Беловском районе и п. Телеут Новокузнецкого района.

Калмаки, как отдельная этническая группа сохранились в отдельных селах Кузбасса в Юргинском районе и в Яшкинском районе. Предки современных калмаков прикочевали на речку Искитим к Томскому острогу в 1662 году из Приобья из-за многочисленных междоусобиц кочевых племен. Они стали служить в «порубежных областях» конными казаками, за что получили указом от 1673 года необходимые им пастбища. Следующим малым народом здесь считаются сибирские татары. Это устойчивая сформировавшаяся из потомков татар Поволжья и Башкирии современная этнографическая общность. Проживают сибирские татары преимущественно в городах. В Кузбассе нет населенных пунктов, исключительно татарских, телеутских или шорских, все поселки здесь со смешанным этническим населением.

Малые народы Кузбасса дали стране целую плеяду выдающихся ученых, деятелей литературы и искусства, спортсменов. Бережно в народе хранится память о Ф. С. Чиспиякове, замечательном преподавателе, писателе и основателе самобытной шорской литературы. В научном мире общеизвестен фольклорист, стоящий у истоков кафедры национальной культуры и шорского языка при Новокузнецком пединституте А. И. Чудояков. Чылтыс (Ольга) Таннагашева – одна из самых известных и самобытных артисток Кузбасса, исполнительница горлового пения, солистка Государственной филармонии Кузбасса им. Б. Т. Штоколова, прототип героини романа немецкого автора Михаэля Эбмайера «Холодные ключи».

Л. А. Суровец, гл. библиотекарь ИБО ЦГБ им. Н. В. Гоголя,
тел. (3843)74-79-55.
Просмотров: 715