Среди деятелей культуры, чьи имена вошли в электронную энциклопедию «400 знаменитых новокузнечан», почетное место занимают деятели кино и телевидения. Одного из них мы хотим представить. Ирина Тин – коренная новокузнечанка, тележурналист, автор документальных кинолент, продюсер. Начинала журналистскую деятельность юнкором в городской газете «Кузнецкий рабочий». Личность многогранная, неординарная, ироничная, имеет свою точку зрения на многие вещи и события, иногда оригинальную, порой парадоксальную.
Ирина любезно согласилась ответить на наши вопросы (по скайпу).
- Ирина, как и почему вы выбрали для себя профессию журналиста?
- Стать журналистом решила, когда еще училась в школе. Никак не могла определиться с будущей профессией – хотелось быть и врачом, и актрисой, и дрессировщицей в цирке, и учителем, и водолазом. В какой-то момент осенило, что журналистка может дать прекрасную возможность поближе узнать любую профессию и даже попробовать себя в ней! Сразу скажу, что не ошиблась: за свою журналистскую карьеру какие только профессия на себя не «примерила»!
Просто уж так совпало или, как говорят, «небеса услышали», но как раз в то время, когда я окончила 9 класс и окончательно решила стать журналистом, в газете «Кузнецкий рабочий» наткнулась на объявление о первом наборе в журналистский лицей. Он был открыт на базе школы № 91 по инициативе ее директора Б. М. Берковича и при поддержке редакции «Кузнецкого рабочего». Пошли с мамой в лицей узнавать об условиях творческого конкурса. До сих пор помню свое изумление, когда на вопрос «На какую тему писать сочинение?» Борис Михайлович усмехнулся: «Да на какую хочешь! Хоть об интимной жизни насекомых. Главное, чтобы написано было интересно. Ну, и грамотно, самой собой». Привыкшая в советской школе к строго заданным темам, удивилась такой свободе выбора и юмору директора. Понравилась и учебная программа – минимум учебных часов алгебры, физики, химии. Зато курс истории журналистики, истории мировой художественной культуры, кино, музыки, античной литературы и искусства, психологии, практика в редакции газеты «Кузнецкий рабочий». То, что надо!
Писать о жизни насекомых все-таки не стала. Выбрала для сочинения цикл очерков известного публициста Анатолия Стреляного «Две корки каравая» о фермерах в американской глубинке. Он был только-только опубликован в журналах «Знамя». Помню, прочитала на одном дыхании – так было интересно, американская жизнь без прикрас, но и без «страшилок» о загнивающем капитализме.
А потом было собеседование с журналистами «Кузнецкого рабочего». Проводили его журналисты В. А. Немиров и В. О. Речицкий. Помню, что мне удалось их немного удивить. Когда спросили, о чем бы я хотела писать, какое направление выбрать, я, не особо раздумывая, ответила, что хочу стать журналистом-международником. «Ого! Но международниками же становятся только мужчины?» - «Вот я и думаю, что пора менять эту традицию!»… Словом, «женщина тоже человек»! (Смеется)
В журналистский класс я, в результате, поступила и до сих пор с теплотой вспоминаю те годы учебы. Прекрасные учителя: известный киновед Любовь Кирилловна Самошкина, искусствовед Галина Степановна Иванова, музыковед Игорь Владимирович Сивков и, конечно же, журналисты «Кузнецкого рабочего», Валерий Анатольевич Немиров и Вадим Олегович Речицкий, сделали годы учебы поистине незабываемыми. Я до сих пор с теплотой вспоминаю то время и их самих. Вот, недавно с грустью узнала, что весной ушла из жизни Любовь Кирилловна Самошкина. Без преувеличения скажу, что именно она открыла для меня (как и для тысяч новокузнечан) мир настоящего, большого кино. Тарковский, Бергман, Висконти, Соловьев, Шепитько, Антониони, Бертолуччи. Эти имена я впервые услышала именно на ее уроках – как и познакомилась с шедеврами мирового кинематографа. Невосполнимая утрата для города, для культуры...
А еженедельная практика в газете «Кузнецкий рабочий»?! Это же было целое событие, к которому наш класс готовился заранее! Каждое занятие было погружением с головой в удивительный мир журналистики и волшебную атмосферу газетной редакции. Знакомились с жанрами, учились искать интересные темы, читали и отвечали на письма читателей и, конечно же, делали свои первые (кто робкие, а кто и смелые!) шаги в журналистике. До сих пор помню свою первую опубликованную заметку – в жанре кинорецензии – о фильме «Индокитай». Это непередаваемое чувство восторга, когда ты видишь под материалом на газетной полосе свою фамилию!
Наш куратор – ответственный секретарь «Кузнецкого рабочего» Валерий Анатольевич Немиров стал моим первым учителем, моим авторитетом в журналистике. И остается им до сих пор! Ему принадлежат слова, которые считаю одной из главных заповедей любого журналиста: «Пиши о том и так, чтобы тебе самому было интересно читать. Тогда и другим понравится». Стараюсь придерживаться этого принципа.
- После окончания школы вы решили поступать на факультет журналистики.
- Да. Другие варианты для себя даже не рассматривала. Поступила на факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова на газетное отделение. На третьем курсе перевелась в группу церковной журналистики – впервые в стране она была открыта именно на факультете журналистики МГУ в 1996 году. Тогда же начала сотрудничать с газетой «Московский комсомолец». Работала в отделе религии и нравственности, специализировалась на расследованиях церковной тематики.
- Но с газетной журналистикой, как понимаю, не сложилось?
- После окончания университета я еще некоторое время работала в «Московском комсомольце», а потом подруга буквально за руку привела меня на телевидение, в только что открывшуюся программу «Семейные новости», которую снимал холдинг Валерия Комиссарова «Моя семья» для телеканала РТР. И я поняла, что пропала! Телевидение – это удивительный, волшебный мир! Со своими законами, ритмом жизни, жанрами, кругом общения, юмором, сленгом. Долго можно перечислять, за что я люблю телевидение, но вот особенно - за особый командный дух. Если газетчики все-таки в большей степени этакие «волки-одиночки»: сам нашел тему, сам съездил на интервью, сам написал статью, то телевидение – это команда. Корреспондент, оператор, режиссер, продюсер. И любой готовый телевизионный продукт - это результат работы одной команды.
- Вы снимаете документальное кино. Чем оно так вас привлекло?
- Я занимаюсь документальным кино с момента его появления на федеральных каналах, то есть с начала 2000‑х. Тогда на нашем ТВ был настоящий расцвет различных научно-популярных программ и документальных фильмов. Документальное кино - это невероятный жанр! Оно не просто развлекает зрителя, оно обучает, расширяет знания в каких-то важных вопросах, а иногда и меняет наше мировоззрение. Я вообще считаю, что просмотр документальных фильмов является хорошим методом самообразования.
К сожалению, сегодня в отношении документального кино складывается грустная ситуация. Оно оказалось практически никому не нужным, не интересным. Еще три-четыре года назад на Первом канале документальное кино транслировалось ежедневно по будням, потом его перенесли на выходные дни на плавающую сетку (т. е. время показа фильмов регулярно меняется). Да и сам жанр, скажу, возможно, грубо, но правдиво, деградировал. Сегодня это кино, где главными героями являются исключительно звезды, независимо от темы фильма. А сами фильмы имеют одну цель - развлекать. Но, увы, развлекательная функция – это вообще тенденция всего нашего телевидения. Отсюда эти бесконечные реалити, ток-шоу, музыкальные шоу… Словом, сплошное шоу.
- Что лично для вас журналистика? За что вы особенно ее любите?
- Профессия журналиста – фантастическая! Как уже говорила, прежде всего, за возможность знакомства с разными профессиями, с самыми разными сферами и областями жизни. Ну, как и когда еще я могла бы увидеть, например, операцию на открытом сердце, которую проводил выдающийся хирург Лео Антонович Бокерия? Или, увидеть вблизи (а, главное, услышать!), как запускает праздничные салюты единственный в России специальный салютный дивизион? А спуститься в атомную подводную лодку? А самой попробовать себя на тренажерах, на которых тренируются космонавты?
Еще - за возможность путешествовать и открывать для себя новые места. За годы работы на телевидении я исколесила если не всю Россию, то уж половину страны точно! Ну и, конечно же, за возможность общаться с самыми разными интересными людьми.
- У вас есть авторитеты в профессии?
- Их много. Я уже называла своего первого учителя, журналиста Валерия Анатольевича Немирова. Я стараюсь следить за его творчеством. Всегда читаю его материалы в электронной версии «Кузнечика».
Леонид Геннадьевич Парфенов - безусловный авторитет не только для меня, но и, не сомневаюсь, для всех телевизионщиков-документалистов. Жанр документального кино Парфенов поднял на какой-то фантастический, недосягаемый уровень. Жаль только, что в последние годы его фильмы практически пропали с экранов.
Теплые воспоминания оставило знакомство с Анной Николаевной Шатиловой.
Наверное, ее помнит не одно поколение телезрителей – программу «Время» смотрели в каждой семье! И в моей тоже. С детства помню ее дуэт с Игорем Кирилловым в эфире. Прекрасно поставленные голоса, четкая дикция, красивые строгие костюмы. Настоящие звезды экрана – красивые и недосягаемые! А еще у них в телестудии на столе стоял телефон и, помню, мне ужасно хотелось, чтобы он зазвонил, и кто-то из дикторов взял трубку. И вот, снимая фильм про Шатилову для документального цикла «Звезды эфира», я встретилась с Анной Николаевной и в беседе рассказала ей об этом эпизоде из своего детства. Она даже вздрогнула, хотя уже столько лет прошло: «Ой, что вы! Мы каждый раз молились, чтобы телефон не зазвонил! Ведь это был правительственный телефон. По нему звонили только из Кремля. Представляете, как мы боялись этих звонков!». Сегодня, хотя она уже и давно не работает в эфире, Анна Николаевна по-прежнему востребована в профессии: консультирует ведущих Первого канала, преподает в Школе телевидения Останкино, часто появляется в качестве гостя или эксперта в различных программах. Потрясающе преданный своей профессии человек!
- В своей работе вам приходилось встречаться и общаться со многими известными людьми, звездами, как сейчас принято говорить. Общение с кем из них наиболее запомнилось?
- Трудно сказать про кого-то одного! Каждая встреча по-своему интересна. Вот, совсем недавно ушел из жизни Иосиф Давыдович Кобзон. Я снимала его однажды – для документального фильма о Марке Бернесе. В офис певца на верхних этажах гостиницы «Пекин» наша съемочная группа приехала за полчаса до интервью - выбрать место, выставить свет, настроить камеру. Думали, в запасе минимум час. Ведь наверняка такая знаменитость и такой занятой человек хоть ненамного, но опоздает. Но нет! Ровно в назначенное время Иосиф Давыдович вошел в свой кабинет. Его пунктуальность подтвердит любой журналист! Он уважал и ценил не только свое время, но и время других.
Интервью длилось максимум 30-40 минут. Но вот что удивило и запомнилось больше всего - абсолютное отсутствие звездности, пафоса, высокомерия. Ни намека! И второе, ни об одном артисте (а их имен в интервью прозвучало много) певец не сказал ни одного даже не то, что дурного - равнодушного - слова!
А когда мы после интервью вышли вместе в большой холл, на Кобзона накинулись с «обнимашками» несколько подростков. И он с ними только успевал здороваться, обниматься и расцеловываться. Было видно, что искренне рад их видеть. Нашей удивленной съемочной группе его помощница шепнула: «Это те, из Норд-Оста». А прошло тогда уже лет 5-6. Он с ними со всеми дружил, с их семьями, знал всех. Про то, сколько Кобзон помогал артистам - с квартирами, званиями, больницами, выездами за рубеж - не слышал, наверное, только глухой. А вот как помогал детским домам, приютам - тихо и без огласки - знают немногие. После смерти про Кобзона вспоминали (и припоминали!) многое. Я вот запомнила таким.
Или вот, когда вся страна обсуждала допинговые скандалы, связанные с нашей олимпийской сборной России, я тогда вспомнила еще одну свою героиню – толкательницу ядра Ирину Коржаненко, история которой в свое время тоже наделала много шума.
В 2004 году на летней олимпиаде в Афинах она завоевала золотую медаль. Но через пару дней анализ ее допинг-проб оказался положительным. Ирина была лишена звания олимпийской чемпионки и пожизненно дисквалифицирована. Но она пошла против всех правил и категорически отказалась возвращать медаль! Так и не отдала. Когда я встретилась с ней через пару лет, она объяснила свой поступок тем, что, отдай она тогда медаль, то, получается, признала бы свою вину. Кстати, ту злополучную медаль спортсменка нашей съемочной группе так и не показала (хранит ее в банковской ячейке).
Приятно удивил в свое время лидер ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский.
Он согласился участвовать в документальном фильме «Если б я был султан» - о традициях многоженства. А Жириновский одно время предлагал узаконить эту практику в России. Мотивируя это тем, что в нашей стране очень много детей рождается вне брака, это избавляет мужчину от ответственности. А вот если бы мужчины получили право регистрировать новый брак, не расторгая при этом первый, это бы возложило на них ответственность и за вторую семью.
Честно скажу, побаивалась ехать на это интервью, ожидая увидеть вспыльчивого, громкоголосого и грубоватого человека. Но вместо него увидела умного, спокойного, воспитанного человека. Он сразу спросил: «Вам что нужно – эпатаж или спокойное интервью?». Мне нужно было второе, и я получила отличный взвешенный комментарий. Беседа оставила самые прекрасные воспоминания. Кстати, всей нашей съемочной группе после съемок Владимир Вольфович подарил презентационные пакеты с фирменными футболками ЛДПР, чайным набором и парфюмом «Жириновский». Причем, не в преддверии каких-то там очередных выборов, нет. Просто так. Не знаю, приняты ли сейчас такие знаки внимания к прессе у других политических деятелей, но вот такое внимание от Владимира Вольфовича было приятно. А парфюм, кстати, оказался весьма неплох! (смеется).
- Как сегодня складывается ваша журналистская карьера?
- С рождением дочери я стала временно «невыездной» (смеется). А два года назад в ней произошел неожиданный для меня разворот. Я, что называется, вернулась к истокам – в газетную журналистику. Правда, не во взрослую, а в детскую. Стала главредом школьной газеты «Портфель #1434», которую выпускает одна из лучших московских школ. И, скажу я вам, интереснейшее это дело оказалось – выпускать газету! Но, конечно, это заслуга, прежде всего, школьников, юнкоров газеты. Такие темы предлагают, такие тексты пишут, так креативят, что все, что есть сегодня на экранах телевизоров, на страницах газет, кажется каким-то даже не прошлым, а позапрошлым веком! Очень интересное! А может, пришло время отдавать долги? (смеется). В прошлом сентябре мы ездили с ребятами в Дагестан на I Межрегиональный фестиваль для детей и юношества «Медиа-поколение». На него приехали юнкоры из многих регионов. За те три дня, что проходил форум, они легко и непринужденно набросали столько классных тем, идей и концепций, что хватило бы для нескольких изданий и телеканалов! Мне, как руководителю, было очень приятно, что работу моих корреспондентов отметил почетными грамотами министр печати и информации Республики Дагестан.
Так что, в своих школьных корреспондентах я вижу будущее отечественной журналистики. И очень интересное будущее!
- Как часто вы бываете в Новокузнецке? Поддерживаете связь с родным городом?
- К большому сожалению, в родном городе последний раз была давно. Удивительно, но вот даже все мои командировки как-то обходили стороной Новокузнецк. Хотя в Мариинске была. Но «виртуальные» связи, конечно, поддерживаю. Во-первых, в городе живет и работает моя мама. Ее профессия связана со сферой культуры, поэтому всегда знаю, что происходит в культурной жизни Новокузнецка. Регулярно читаю электронную версию «Кузнецкого рабочего». Просматриваю городские новостные сайты. Ну, и потом, великая сила общения с друзьями из Новокузнецка в социальных сетях! Так что, стараюсь быть в курсе того, чем живет мой родной город.
Этим летом Новокузнецк отметил свой 400-летний юбилей. И, признаюсь, очень лестно было увидеть свою персону на сайте «400 знаменитых новокузнечан», который был запущен к этой дате. Большая честь быть в одном ряду с выдающимися людьми, которые, каждый в своей области, прославляли наш город. Пользуясь случаем, еще раз поздравляю всех новокузнечан с этим событием и желаю им и нашему городу долгих-долгих лет счастливой жизни и процветания!
- Спасибо за интересное интервью! Успехов вам!
Интервью брала Елена Протопопова
(член Союза журналистов РФ, автор сайта «400 знаменитых новокузнечан»), сентябрь 2018