Главная   \   Новости   \   Читаем город. Имя в истории Новокузнецка   \   Алексей Завора: фотограф о советском прошлом, безвкусице и патриотизме

Алексей Завора: фотограф о советском прошлом, безвкусице и патриотизме

Событие: 30 августа 2017
Категория: Читаем город. Имя в истории Новокузнецка
Дата публикации: 30 августа 2017
Алексей Николаевич Завора родился 17.08.1972 г. в Новокузнецке.
Закончил СПТУ № 21, электромонтажник. С 1991 года работает в городской телефонной сети. Занимается фотографией с 1988 года. Автор фотографий новокузнецких новостных сайтов, сайта «400 знаменитых новокузнечан», автор 2 фотовыставок фотоклуба «Сибирь», золотой призер фотоконкурса, организованного Кузнецкбизнесбанком в 2005 г., бронзовый призёр городского фотоконкурса к 397-летию Новокузнецка.


Унылые серые пятиэтажки, «сталинки» с остеклёнными в лихие 90-е балконами, а рядом новые яркие дома, похожие на груды стекла, – такую картину можно встретить влюбом городе Кузбасса. О том, где скрывается городская красота, рассуждает фотограф АЛЕКСЕЙ ЗАВОРА.

Откуда берется безвкусица?
– Большинство людей вряд ли обращает внимание на внешний вид города. Мы все к нему привыкли, изо дня в день ходим на работу, возвращаемся домой, гуляем с детьми.
Для нас город – это магазины, дома, офисы. На архитектуру мы смотрим только за границей. А как вы видите Новокузнецк?
– Новокузнецк – город контрастов. С одной стороны – это широкие красивые улицы, большие проспекты в новом центре города, а с другой стороны – заброшенность, унылые коробки
старых домов, разрушающиеся исторические здания. Последние меня волнуют больше всего. Наш город всегда отличала советская символика, украшающая дома, – барельефы, стяги, флаги, стилизованные фигуры. Всё это либо разрушается, либо уходит под сайдинг – новым владельцам это обходится гораздо дешевле. А ведь это как раз то, что нужно сохранять в Новокузнецке, чтобы он не выглядел обезличенным. Это те элементы архитектуры, за которые «цепляется» глаз. Несколько лет назад с разрушающегося здания клуба Курако сняли уникальный барельеф с мартенами КМК. Само здание тоже разрушили. Что интересно, на барельефе было не 15, а 16 знамён союзных республик. До 1956 года в состав СССР входила ещё одна – Карело-Финская. После её ликвидации 16-е знамя везде убрали, но в Сталинске переделывать медальон не стали. Это был практически единственный свидетель той эпохи. Так вот, этот уникальный барельеф до сих пор лежит, никому не нужный, на территории соцгорода. Он уже развалился и вряд ли подлежит реставрации. Зашиваются под сайдинг и мемориальные доски, а ведь они несут историческую память нашего города. Чтобы сохранить её, я уже несколько лет разыскиваю их и фотографирую. До сих пор никто не может сказать, сколько их в Новокузнецке. Бывает, провожу даже целые расследования. К примеру, сложно представить себе, чтобы в городе не было доски, посвящённой начальнику Кузнецкстроя и первому директору КМК Сергею Франкфурту. Стал её искать и обнаружил на одном из фасадов по улице Франкфурта, 4 характерные крепления – вероятнее всего, табличку когда-то сняли или, может быть, украли. Плохо, что за этим никто не следит.

– Однако от СССР нам достались не только уникальные барельефы, но и унылые коробки серых однотипных зданий, а жители украшают их кто во что горазд – нелепым ярким сайдингом балконов, витиеватыми решётками, иногда даже рисовать что-то на фасадах пытаются. Как с этим бороться?
– Конечно, нужно приводить всё в единый стиль, хотя бы для исторических зданий. Это должны понимать не только специалисты (художники, архитекторы), но и горожане. К примеру, прежде чем зашивать балкон красным сайдингом на сером фасаде исторического здания, подумайте, насколько гармонично или нелепо это будет смотреться. Безусловно, для остальных домов вряд ли что-то можно сделать – время упущено. В 80-90-е гг. начали ставить решётки на балконы, стеклить их тем, что есть. Убрать всё это не представляется возможным. Но и эти дома можно украсить и облагородить, к примеру, привлечь граффитистов, однако хорошо продумать рисунки, чтобы это было что-то красивое, как украсили у нас трансформаторные будки и дом в Заводском районе, фасады домов на проспекте Энтузиастов. Безусловно, очень органично и красиво смотрятся портреты Маяковского и Бардина, нарисованные на фасадах домов соцгорода.

– Советская эпоха уместна больше в старом центре и соответствующих районах. В последние годы активно застраивается и облагораживается новый центр – район улицы Ермакова. Как он вам?
– Мне очень нравится этот район. Я посмотрел его аэросъёмку. Новый центр очень хорошо спланирован: он широкий, просторный, зелёный. Однако дома сейчас почти ничем не украшают. Даже несмотря на то, что они красивые и яркие, в них нет какой-то изюминки, которая была в советских домах, они не «цепляют» и не запоминаются. Также крайне негативно отношусь к засилью рекламных плакатов в городе и к использованию в названиях английских слов. Части горожан они непонятны да и вовсе неуместны.

– Какие ещё проблемы города вы видите?
– В городе очень много дорожных знаков и машин. Впрочем, вряд ли это можно назвать проблемой городской, но для фотографа – точно: невозможно просто красиво сфотографировать улицы. Также в городе очень много торговых центров, и с каждым годом их количество растёт. На одном пятачке может быть четыре-пять крупных продовольственных магазинов. Зачем столько? Свободное место лучше разбить под парки, аллеи отдыха, зелёные зоны – наш город очень грязный и загазованный, поэтому он должен «дышать».

Как увидеть красоту?
– Алексей, а какие, на ваш взгляд, новокузнечане? Чем они больше заняты на улицах города? Любят ли свой город?
– Люди у нас, конечно, очень разные, но в целом открытые и раскрепощённые, особенно молодёжь. Фотографироваться любят. Заметив меня с фотоаппаратом, даже специально просят это сделать, часто просто подходят, интересуются, что я снимаю, просят показать. Сейчас людей на улицах города много в любое время суток. Больше, конечно, гуляющих, просто отдыхающих в скверах, парках, на фонтанах. В наше время такого не было. Днём город пустел, а вечером все сидели во дворах на лавочках – не было таких знаковых мест для общения, как сейчас. Знаете, новокузнечане очень любят свой город! Однажды я фотографировал Бульвар Героев, ко мне подошёл мужчина. Думая, что я приезжий, начал с таким увлечением рассказывать об этом месте, его значимости и. красоте. Гордостью за жителей города я проникся и на празднике 9 Мая, когда фотографировал с 16-го этажа парад, на котором вынесли огромную георгиевскую ленту и вышел Бессмертный полк. Таких ощущений не испытывал никогда!

– Любой уголок нашего города, порой в жизни даже и недостаточно красивый, на ваших фотографиях получается удивительным. Как нам, жителям, увидеть красоту нашего города?
– В целом наш город очень красивый. И прекрасно любое здание, даже внешне самое некрасивое, на ваш взгляд. Нужно только взглянуть на него под другим углом зрения. К примеру, обратите внимание на детали дома: есть ли орнамент на фасаде, башенки, фигуры, колонны, пилоны или арки, какие-либо надстройки, интересные балконы? В Новокузнецке есть улица 25 лет Октября, которую горожане между собой называют Ленинградской. Её проектировали и строили ленинградские специалисты – хотели создать кусочек своей Родины. Это очень продуманный и грандиозный проект, строго выверенный по формулам. Следуя идее питерской улицы зодчего Росси, застроенной зеркально повторяющимися классическими зданиями, высота каждого из которых была равна ширине улицы, строители Новокузнецка создавали такой же ансамбль в центре нашего города.

– Алексей, что вас заставило взять в руки фотоаппарат? Помните ли вы свой первый снимок?
– В детстве я часто оставался дома один – мама тяжело болела и лежала в больнице. Я читал
книги и рассматривал альбом с репродукциями знаменитых художников. Особенно меня пора-
зил «Московский дворик» Василия Поленова. До того захотелось передать это уютное настроение! Но т. к. рисовать я не умел, то взял в руки фотоаппарат. Первые снимки делал из окна квартиры, повторяя ракурс картины Поленова. Конечно, двор был другим, но это было неважно: я пытался искать такое же настроение! Выглядывающий из-под зелени
фасад дома, уютные лавочки у подъездов, бегающие вокруг шустрые ребятишки – старался поймать момент! А однажды в наш двор приехало настоящее чудо – внедорожник «Ниссан Патрол». Такой автомобиль можно было разве что только по телевизору увидеть в то время (а это был 1988 год!) – сверкающий бампер, большие черные колёса! Помню, я потом долго всем хвастался своим снимком перед друзьями!

– Ваши фотографии используются на известных интернет-сайтах, в разнообразных новокузнецких проектах, печатных изданиях, их с удовольствием рассматривают горожане. Денег за это вы не получаете. Зачем фотографируете?
– Я очень люблю рассматривать исторические фотографии, и всегда думаю об их авторах – они сохранили частичку истории для нас. То же самое я хочу сделать для потомков. Ведь если кто-то увидит мои фотографии спустя 50 лет и подумает то же самое, значит, свою жизнь я прожил не зря. Меня часто спрашивают, почему я так много фотографирую город, причём одни и
те же места. Скажу вам: город меняется, каждую минуту. Возможно, не все это замечают. За последние годы отреставрировано несколько фасадов исторических домов, сносят ветхие дома, строят новое жильё. Недавно за долгострой в центре взялись – начали 25-этажку достраивать. Начали реставрацию зданий в Кузнецком районе. Быстро растут торговые центры. Сегодня сфотографировал один вид, а через год, глядишь, уже нет его, заслонили «стекляшкой».
И мы к этому привыкаем, совсем не замечая перемен.

– Как вы думаете, что ждёт наш город? Уйдёт ли советское наследие под сайдинг?
– Всё зависит от собственников зданий, их сознательности и финансовых возможностей, по-
тому что, как оказалось, дело это добровольное и принудить к сохранению исторического наследия невозможно, если это здание не памятник культуры. Всё под сайдинг вряд ли уйдёт, но достаточно много будет потеряно.
Инна Меняйлова, 2017

Читать на сайте газеты АиФ
Просмотров: 2581