В 1990-х они прыгали в УАЗики и отправлялись туда, где не ступала нога человека. Сегодня их машины – это высокотехнологичные монстры, а соревнования собирают участников со всей России. История джип-движения в Новокузнецке – это путь от авантюрных вылазок в тайгу до профессионального автоспорта, где на кону не только победа, но и выживание. Как энтузиазм нескольких человек стал основой для целой культуры, объединяющей сотни любителей бездорожья?
Отправиться чёрт знает куда
Проехать там, где нельзя было пройти пешком. Как первооткрывателей тянет покорять новые земли, где никто ещё не был, так и их тянуло покорить непроходимые дебри. В начале 90-х прыгнуть в УАЗик или Ниву и отправиться чёрт знает куда – стало привычным делом для людей, влюблённых в бездорожье. «Нами двигал дух авантюризма. Мы пытались покорить Поднебесные Зубья, искали обломки разбившегося в сталинские времена американского самолёта Douglas, добирались до золотых приисков. Проложили маршрут до первого железоделательного завода, откуда и началась история металлургии в нашем регионе. Удивляли местных аборигенов, до которых в те годы могли добраться только Уралы», – рассказывает Сергей Левин, один из участников таких путешествий. Идейным вдохновителем и их организатором был Аркадий Аношин, руководитель новокузнецкого клуба «4х4».
Мосты от УАЗа, колеса от трактора, а двигатель от… буровой установки
Одним из самых необычных путешествий стали поиски древнего броневика, который, по слухам, лежал где-то в шорской тайге. Команда Аркадия, не долго думая, собралась в путь.
После недолгих поисков его нашли – от техники остался лишь вросший в землю корпус. «Определить марку труда не составляло – БТР-40. Такие бронемашины выпускались в СССР в 50-ых годах. Дед-проводник рассказал, что когда-то таких броневиков в поселке было пять. Они использовались на таежном прииске в качестве вахтовки и инкассаторского автомобиля – перевозили золотой песок. Со временем все машины вышли из строя, их дальнейшая судьба неизвестна, – вспоминает участник рейда Ростислав Бардокин. Впрочем, кое-что прояснить все-таки удалось: в деревне во многих дворах стояли диковинные транспортные средства – вездеходы, собранные из подручных узлов и деталей. А у деда-проводника и вовсе красовался самодельный «проходимец» невообразимой конструкции – мосты от УАЗа, колеса от трактора, а двигатель от… буровой установки.
«Кузнецкие Дебри» – вызов, который сломал не одну машину и волю
Вдоволь накатавшись по родному краю, джиперы поняли – им этого мало. К тому времени Аркадий Аношин уже побывал на внедорожных соревнованиях в Красноярске и понял – их нужно проводить здесь. Так в 1999 году появились «Кузнецкие дебри», которые стали визитной карточкой новокузнецкого бездорожья. На первых соревнованиях к участию допускались легковые полноприводные автомобили и мотоциклы. Они должны были преодолеть 30-ти километровую трассу за 3 часа и доехать до трёх контрольных точек. В помощь – топографическая карта. Кто быстрее объедет все точки и вернется на финиш – тот и победил. На каждой точке сидел человек и отмечал её прохождение. Соревнования новокузнецким джиперам оказались по душе. И Аркадий стал проводить их регулярно в двух форматах: джип-спринт и ориентирование. Он постоянно развивал идею «Дебрей», придумывал новые трассы, усложнял задачи для участников, стремясь сделать соревнования максимально интересными и захватывающими.
Поменяли реки на болота
С середины 2000-х годов дело Аношина продолжил клуб «Экстрим НК». Бывшие водники заболели бездорожьем на «Кузнецких дебрях». А побывав на Алтайском фестивале джиперов, безоговорочно поменяли катамараны на внедорожники. «Началось всё с УАЗика 1984 года. Купили его вместе с Владимиром Калгановым. Так появилась первая клубная машина – легендарный Жужик, получивший своё имя за характерный звук «ж-ж-ж-ж», далеко разносящийся по тайге. Осенью 2006 года Жужик принял участие в первых и почти последних соревнованиях «Дебрей», – вспоминает руководитель клуба Андрей Шидловский. Надо отдать должное УАЗику: он выдержал все пять кругов разухабистого бездорожья и финишировал. Правда, во время этой гонки в бедняге сломалось всё. Вот тогда и поняли – главное не машина, а её грамотная подготовка.
Легендарный Жужик
В омут… на машине
В 2009 году ребята самостоятельно провели свои первые соревнования «Весенний призыв» в формате ориентирования. По словам руководителя клуба, такой формат был наиболее интересен для джиперов: экипажам нужно было собрать два десятка точек, разбросанных по местам, куда нога нормального человека вряд ли дойдёт. Не только доехать – сфотографироваться с ней. Из года в год менялся формат соревнований. Но для новокузнецких джиперов любимым всегда был трофи-рейд. «Шор-парк», «Золотой путь», «Две границы» – эти путешествия запомнились участникам надолго. Не только сложностью пути, новыми открытиями, но главное – чудесами и поистине мистическими происшествиями. «Вспоминаю историю, которая случилась с нами в трофи-рейде «Шор-парк», — продолжает Андрей Шидловский. — Проходили, казалось, маленький брод. Неожиданно «Датсун» стало тянуть в омут около трёх метров глубиной. Я до конца не мог поверить в то, что машина утонет! Нас спасли, но, спустя какое-то время в коварный омут, словно по чьей-то злой воле, попались и другие участники».
Бездорожье не для чайников
С 2012 года в Новокузнецк пришёл спорт. «Экстрим НК» стал организатором нескольких этапов Чемпионата Кемеровской области по трофи-рейдам. Эти соревнования проводились под эгидой Российской автомобильной федерации и по их результатам присваивались настоящие спортивные разряды. «В трофи-рейдах произошло разделение на два направления – спорт и дружеские клубные покатушки. Спорт вырос в серьезное мероприятие с большими материальными затратами, командами, дорогой техникой и обученным персоналом», – рассказывает Иван Евдокимов, мастер спорта СССР, председатель комитета по трофи-рейдам Российской автомобильной Федерации (2003-2006 гг.). Это в корне поменяло отношение джиперов к покорению внедорожья. «Спорт даёт прикладные знания, начинаешь ездить на порядок выше, профессионально оценивая бездорожье. Твоя задача – не только занять подиум, но в буквальном смысле выжить: не разбить машину и сохранить команду. Это борьба на грани фола на выносливость – так оттачивается настоящее профессиональное мастерство», – рассказывает руководитель «Экстрим НК».
Десятки, сотни, тысячи…
В 2016-2018 годах внедорожные мероприятия вырастают до российского уровня: в Белово клуб проводит 12-й Сибирский авто-мотофестиваль имени Игоря Куликова, а в Гурьевском районе фестиваль автотуризма «Екатерининский тракт-2018». В рамках этих мероприятий проходят этап Кубка России, Чемпионат Сибирского федерального округа, Чемпионат Кемеровской области и Чемпионат Гурьевского района по спортивному туризму. Сюда съезжаются участники из разных регионов России. За почти что 10 лет «Экстрим НК» организовал порядка 20 соревнований самого разного формата и уровня – ориентированные как на простых любителей бездорожья, так и на спортсменов. За это время более двух десятков джиперов получили спортивные разряды, сотни водителей оттачивали свои навыки в условиях сложного рельефа, демонстрируя не только технические возможности своих автомобилей, но и собственное мастерство в управлении. А тысячи зрителей стали свидетелями внедорожных баталий, переживая эмоции и адреналин вместе с участниками.
От увлечения – до дела всей жизни
Сегодня джип-движение в Кузбассе продолжает развиваться. Один из таких молодых клубов – «Кузнецкая колея», который появился в 2018 году. Его руководитель Семен Березин ещё в детстве с отцом участвовал в «Дебрях» Аношина и неоднократно покорял бездорожье на мероприятиях «Экстрим НК». А потому, не раздумывая, подхватил лидерство и продолжил развивать внедорожное движение в городе. «Мы сделали ставку на автоспорт. Покорение бездорожья для нас – это не только способ испытать себя, получить дозу адреналина, но самое главное – внести вклад в развитие автомобильного спорта в регионе. Для нас это уже не увлечение, а дело всей жизни», – рассказывает Семён. Ребята проводят соревнования под эгидой Российской автомобильной федерации. Это позволило организовывать мероприятия с четкими техническими требованиями к автомобилям, включая наличие каркасов безопасности, специальных сидений и ремней. «На такой машине уже в лес или на рыбалку не поедешь. Она настоящая, спортивная», – улыбается руководитель. А чтобы подготовить такую, нужна не одна сотня тысяч рублей. Здесь всё по-серьёзному.
Теперь серьёзный спорт
Клуб провёл ряд соревнований – «Таргайские замесы», «Кузнецкую колею», «Терсинский исток». А в 2023 году они организовали чемпионат Сибирского федерального округа в Шерегеше, который собрал участников из Алтайского края, Томской области, Новосибирской области и других регионов. Форматы соревнований варьируются от свободного ориентирования до линейных гонок. Клуб стал не только местом для общения и обмена опытом, но и одним из звеньев в развитии автомобильного спорта в регионе. В 2020 году при Министерстве спорта Кузбасса был создан комитет трофи-рейдов, что позволило вывести соревнования на новый уровень. Участники клуба активно участвуют в мероприятиях не только Кузбасса, но и других регионов. А ещё сотрудничают с ребятами из автокросса – помогают вытягивать вылетевшие с трассы машины.
Вот уже больше 25 лет джип-движение в нашем городе живёт и развивается в самых разных формах. И это благодаря не только безграничной любви новокузнечан к бездорожью, но прежде всего, энтузиазму тех людей, которые его двигали и двигают. Несмотря на трудности, конфликты, финансовые неудачи. Ведь как сказал Генрих Форд, энтузиазм – краеугольный камень всего прогресса. Только с ним возможен успех. Без него у вас есть только возможности.
Инна Меняйлова, член Союза журналистов РФ
Фото автора и из архива героев статьи