С 17 по 18 в. военное и гражданское управление в Кузнецке возглавляли воеводы.
Любая открытая, завоёванная, освоенная или присоединённая территория требует административного управления ею. Уже с самого начала освоения земли Кузнецкой во главе служилых людей и сборщиков ясака стояли атаманы-воеводы.
В Сибири воеводы появились в конце XVI в. и выполняли, прежде всего, функции военачальников – руководителей военных походов. В XVII в. городовые воеводы, хотя и возглавляли военные гарнизоны, редко покидали пределы города, сосредоточиваясь на функциях гражданского управления и суда. На сибирские воеводства московские служилые люди попадали 2 способами — «по государеву указу» и «по государеву указу и по подписной челобитной». Срок службы воевод в Сибири до 1621 колебался от 1 года до 6 лет. В приграничных городах воеводы участвовали в дипломатических переговорах с племенной знатью не вступивших в русское подданство народов Сибири, с представителями Китая, монгольскими, казахскими и калмыцкими правителями.
В административную компетенцию воевод входило: назначение приказчиков в остроги и слободы; отправка ясачных сборщиков к «иноземцам»; организация выборов и надзор за деятельностью голов таможенных и кружечных дворов, надзор за исполнением сословных служб посадских и крестьянских общин, казачьего войска; ведение строительства и ремонт укреплений, административных зданий и дорог; содействие православной церкви в миссионерской деятельности, в борьбе со старообрядцами и еретиками, в организации новых монастырей и приходов. В финансово-хозяйственной сфере воеводе поручалось: «прибирать» посадских людей и крестьян, заботиться о развитии казенной пашни, казенных предприятий и промыслов; осуществлять контроль над взиманием казенных сборов, заниматься организацией откупа казенных оброчных статей, почтовой и ямской служб; вести учет ясачного населения, надзирать за сбором ясака и отправкой его в разрядный город и Москву. Судебная компетенция воевод распространялась на уголовные и гражданские дела жителей города и уезда (за исключением духовенства и «церковных людей»), а также ясачных «иноземцев».
В ходе губернской реформы 1708-11 гг. воеводы были подчинены сибирскому губернатору, с 1712 года переименованы в комендантов. В ходе провинциальной реформы 1719 года учреждена должность провинциального воеводы, в ведении которого находились «управители» городов, пригородков и присудов. В составе сибирских провинций с самого начала сохранялись прежние уезды, возглавлявшиеся городовыми воеводами. Руководство провинциальными и воеводскими канцеляриями осуществляли воеводы и их товарищи, которых до 1730 и с 1763 назначал Сенат, в 1730-63 гг. – Сибирский приказ. Отбор кандидатов и представление к назначению производилось Герольдмейстерской конторой. В 1621 г. был установлен 2-годичный срок службы, с 1635 года – 4-годичный, в 1695 году срок службы увеличили до 6 лет. В 1730 году установлен 2-годичный срок, в 1744 году для сибирских воевод увеличен до 3 лет, с 1760 года – до 5 лет.
В соответствии с воеводской инструкцией 1719 года в системе провинциальных учреждений воеводы осуществляли надзор за деятельностью финальных и судебных органов под управлением земских комиссаров, камериров, рентмейстеров, судебных комиссаров и прочих и общее руководство ими. В ходе реформы местного управления 1726-27 гг. функции упраздненных судебных и финансовых органов были вновь переданы деятельностью финалеам. В 1727-45 гг. им были подчинены органы городского упрвавления. Расширение компетенции деятельностью финале было зафиксировано в Наказе 1728 года, утвердившем принцип последовательного иерархического подчинения местных административных органов. В Сибири в ведении городовых воевод остались приказчики слобод, комиссары острогов, управители дистриктов, входивших в состав уездов.
Наибольшую активность воеводы проявляли в финансово-хозяйственной сфере, заботясь о расширении податной базы и об учете податного, в том числе ясачного, населения. Кроме того, в 1727-30 гг. и с 1736 года воеводам был поручен сбор подушной подати. Судебно-следственная деятельность воевод заметно осложнялась требованиями к ведению бюрократического делопроизводства, а также различной территориальной и сословной подсудностью отдельных категорий уездного и городского населения, изъятием из ведения воевод дел по государственным преступлениям. В 1741 году были окончательно разграничены функции воевод и губернаторов в сфере военного управления. В начале 1760-х гг. произошло дальнейшее расширение компетенции воевод, что привело к переизбытку их функций и стало одной из причин упразднения воеводского управления.
В словаре русского языка С.И. Ожегова:
Воевода, -ы, м. В древней Руси: начальник войска, а также области, округа.
В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова:
Воевода, ы, м. 1. Начальник войска в древней Руси (истор.).
2. Начальник города и городского округа в старой Руси (истор.).
3. Глава, правитель одной из крупных административных единиц (воеводств), на к-рые делится Польша (загр.).
В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля:
Воевода м. предводитель войска, военачальник, старший в войске.
Образ воеводы часто встречается в произведениях русской литературы, посвященных истории нашего государства. Мы можем встретить его в произведениях А.С. Пушкина, А. К. Толстого, Н.С. Лескова.
Историзм «воевода» буквально означает «водитель войска».
О составе воевод в Кузнецке, об их административной деятельности вы сможете узнать из представленной литературы:
- Кузнецкая старина. Новокузнецк: 400 лет в истории России / [под общ.ред. Ю. В. Ширина]. – Томск ; Новокузнецк : Издательство Томского университета, 2018. – 471, [6] с.
- Проблемы истории местного управления Сибири XVII-XX веков: региональная научная конференция, 5-6 декабря 1996 г. : тезисы докладов / отв. ред. В. И. Шишкин. – Новосибирск : [б. и.], 1996. – 120 с.
- Разыскания : историко-краеведческий альманах. Вып. 2. – Кемерово : Кемеровское книжное издательство, 1992. – 110, [2] с.
Филимонова Н.Б., гл. библиотекарь отдела читальных залов
ЦГБ им. Н.В. Гоголя, тел.: (3843) 74-46-91