Главная   \   Новости   \   Конкурсы   \   Преображенные верой: Александрова Тамара Николаевна

Преображенные верой: Александрова Тамара Николаевна

Событие: 28 октября 2024
Категория: Конкурсы
Дата публикации: 28 октября 2024
В год семьи возрождаем добрые традиции познания и почитания рода. Публикуем лучшие работы фестиваля-конкурса «Это моя семья», биографии отдельных семей, из которых и складывается биография нашего города – Города трудовой доблести! Конкурс приурочен к Году семьи в России и Новокузнецке, к 30-летию Кузбасской православной духовной семинарии.
Александрова Тамара Николаевна
01.12.1938 – 17.09.2021

Александрова Тамара Николаевна (в девичестве Зыза) родилась 1 декабря 1938 года в городе Татарске Новосибирской области в семье рабочего. В 1 класс пошла в 1945 году и отучилась 8 лет.

Весной 1952 года семья переехала в г. Прокопьевск Кемеровской области.

В 1953 окончила курсы счетовода – кассира. По окончании курсов работала на шахте имени Дзержинского в городе Прокопьевске. В 1957 году вышла замуж за Александрова Ивана Львовича, рабочего шахты Зенковская.

В замужестве родила 11 детей и посвятила себя их воспитанию. Была награждена Орденом Материнской славы трёх степеней. В 1976 похоронила мужа. Замуж больше не выходила, трудилась, растила детей. В 2011 году в благословение за чадолюбие и жертвенное, материнское служение удостоилась Патриаршей награды «Патриарший знак материнства» 1степени.

Преставилась 17 сентября 2021 года.


Я хочу рассказать о своей маме, простой русской женщине, которая прошла путь этой земной жизни, родила и воспитала много детей и достойно, по-христиански, завершила земной путь, окруженная любовью и заботой детей и внуков. Всех благословив, пошла к Тому, Которого любила всей душой, молилась всю жизнь Ему, жила по Его заповедям и нам детям оставила пример для подражания.

Родилась наша мама, Александрова Тамара Николаевна в городе Татарске, Новосибирской области в 1938 году в семье простых русских тружеников. Окончив школу и курсы счетовода, она стала работать на шахте города Прокопьевска, куда переехала после войны их семья. Отец её живым вернулся с фронта. Очень трогательна была встреча отца и младшей дочери, которая не помнила его.

В Прокопьевске, в храме Покрова Божией Матери, что в поселке Зиминка, две верующих женщины решили познакомить своих детей. Так 1 марта 1961 года состоялось венчание Александрова Ивана Львовича и Зызы Тамары Николаевны.

Первых двух детей они похоронили. Дочка Верочка умерла от пневмонии в 3 месяца, а сынок Ванечка умер вскоре после выписки из роддома, успев только принять святое Крещение. Больного малыша не хотели отдавать матери, но по её настойчивой просьбе, а также бабушки Татьяны, они забрали малыша домой. И вот, совершив над малышом таинство Крещения, священник вскоре отпевал этого новопреставленного младенца. «Второй ангелочек ушёл на Небо», – говорила бабушка, – «Два молитвенника появились у семьи на Небе». Другая бабушка по отцу, Ксения, грустно заметила, что «не могут они рожать здоровых детей». А мудрая бабушка Татьяна сказала им: «Это вам Господь наперёд так попустил быть, а то родят одного, двоих, а остальных в яму бросают».

И вот, в такой печали, наша тихая и короткая мама, всю скорбь свою и молитвы приносит Богу. И услышал её Господь и дал ей трёх здоровых сыновей, а потом и шесть дочерей подряд. Отец наш работал на шахте Зенковская города Прокопьевска, был почётным шахтёром, но чувствовал, что его жизнь может внезапно оборваться, и как же будет жёнушка его одна с детьми.

«Вот, Томка, нарожали мы с тобой, а случись что, как ты будешь одна?» – говорил отец.

«Ну как? С Божьей помощью!» – отвечала мама.
И вот, когда мама ждала последнего ребёночка, отец наш умер от гипертонического криза. «Жалостливые» тетушки, жалея маму, решили её показать профессору, чтобы он тайно прервал её беременность. Но Господь не судил этому случиться – профессор не приехал.

Когда впоследствии они раскаялись и просили у мамы прощения, то она сказала: «Да, где восемь, там и девятый! Может это мой кормилец будет!» Так оно и вышло: младшая дочь всегда была любимой младшей сестрёнкой, а когда выросла, то стала центром семьи. Умная богобоязненная, добрая, милосердная, жена священника, родила девятерых детей, трудится в храме Божьем, имеют большое фермерское хозяйство. Постоянно вся наша большая семья с радостью посещает этот гостеприимный дом в деревне Плотниково под Кемерово и уезжают, наполненные добром, полезным общением и множеством гостинцев от домашнего хозяйства.

Мама долгое время жила как раз у младшей дочери, помогала ей поднимать деток. Нередко сидит себе с четками, качает малыша, молитвы распевает. Или трудится, не покладая рук, по хозяйству: курочек кормит, кастрюльки чистит, ну, а к ночи, когда у хозяйки есть немного времени отдохнуть, сидит наша бабушка читает духовные книги, да православные журналы. Столько у нее любви было к книгам духовным, сколько любознательности!

Говорила: «Вот не было раньше таких книг!» Проходишь мимо порой, время за полночь: «Мам! Идите уже отдыхать! Спать пора!» А она: «Да, книга очень интересная!» А утром снова молитва и труды по хозяйству.

Когда мы были ещё школьниками, она нас в храм с собой стала брать, конец восьмидесятых годов был. Столько радости было, столько новых впечатлений! В храме душно, народу много, пока ещё ничего не понятно, но в конце – Причастие, окропление водой святой, звон колокольный, солнышко сияет на небе, и в душе тоже сияет солнце Христос!

Всегда она что-то несла в храм на помин души отца. Тихо так поставит новый веничек в уголок, и пальчиком к губам, тихо, мол, никому ни слова. Или мыло новое в туалет положит или ещё что-то. Учила нас делать добрые дела тайно. Дома мы с ней стали вместе петь то, что слышали в храме: «Царица моя Преблагая…», «Воскресение Христово видевше…», «Богородице Дево, радуйся…». Так мы прокладывали с мамой свой путь к Богу.

Со временем нас поставили к подсвечнику. Добрые бабушки учили, когда и как надо ставить и убирать свечи – тут своя премудрость! Потом нас, троих младших сестёр, позвали на клирос, научили петь и читать. Так мы остались в храме Божьем, вышли замуж за верующих молодых людей, которые впоследствии стали священниками. Теперь трудимся в Церкви, несём людям тот огонёк Веры, любви Христовой, какой дал нам Господь по молитвам нашей мамы.

В течение всей жизни мама наша жила с Богом, постоянно молилась, причащалась, читала Псалтырь, Евангелие, каноны и акафисты. Любила проповеди, с уважением относилась к священникам, да и вообще к любому мужчине: дедушке, дяде, зятю, знакомому, мама относилась с глубоким уважением и почтением. Это было важным примером для нас, её дочерей. Всех своих детей мама всегда благословляла. Уходили мы в школу – она обязательно нас перекрестит. Выросли, приехали с внуками к ней – всех благословит! Только время свободное появится, чтобы прилечь отдохнуть, – смотришь, с уже чётками или сидит Псалтырь читает. И всегда на всё: «Господи помоги!» – или: «С Божьей помощью!» А если понадобится что-то подсказать детям, то всегда со смирением: «Доченька ты меня прости…» – и скажет то-то и то-то.

Всю жизнь помнятся такие её наставления! Внуки очень любили бабушку, радовались ее приезду. С бабушкой хорошо: бабушка и книжки почитает, и пирожков настряпает, и на ночь «Богородицу» споет.

Последние годы жизни мама провела в Прокопьевске у своих сыновей рядом с храмом Божьим. Они живут в разных подъездах, но балкон у них общий, так что мама могла общаться сразу с двумя сыновьями, а средний сын её погиб в 1986 году. Его убило током. Добрый был очень и всем всегда помогал, так и отошёл ко Господу, помогая людям. Через него все мы потянулись ко Господу, стали Псалтырь за брата читать и так оказались в Церкви.

Старшая дочь мамы, наша сестра Татьяна, уже 30 лет живёт в Дивеево, трудится послушницей и молится за всю семью. До последнего мама ходила в храм, любила службы божественные. Снох ей Господь дал хороших, которые любили, заботились о ней как дочери, и в храм её сопровождали, когда она стала немощной, помогали ей во всём. А их внуки, бабушкины правнуки, перенявшие от старших любовь к бабушке, звали ее ласково - бабушка Тамарушка. Когда увидели её, лежащую во гробе, спрашивали: «А почему бабушка Тамарушка улыбается?».

Она действительно лежала во гробе, и видна была лёгкая улыбка на лице. Дал Господь рабе своей добрую старость, любовь детей, 31 внука и 12 правнуков. Помню, когда мама уже слегла, один зять, муж внучки, удивлялся: «Я никогда не видел такого, чтобы возле старенькой бабушки столько людей вертелось! Один давление мерит, другой расчесывает волосы, кто-то еду, питьё подносит, кто-то ногти подстригает. Столько людей в квартире, и все что-то делают, заботятся о старенькой бабушке». «Слава Богу!» – только и можно сказать! Это венец жизни, то, что заслужила наша любимая мама.

Сколько слёз она пролила в молитвах к Богу за детей своих, сколько пережила всего! В конце жизни она перенесла пневмонию, сильно ослабела, находясь в реанимации, сподобилась Причастия Тела и Крови Христовых, после чего ей стало легче. Маму выписали домой. И вот дома, окружённая заботой многочисленных детей и внуков, она готовилась к переходу в вечность, к любимому Господу Иисусу Христу. Она с каждым поговорила, каждого благословила, с каждым попрощалась. Запомнились её слова незадолго до кончины: «Как же мне тяжело… Но не тяжелей, чем Господу! Прости меня, Господи! Нет у меня ничего доброго!» Так отошла ко Господу наша дорогая мама, раба Божья Тамара.

Достойно пронесла она свой жизненный крест и оставила нам добрый пример веры, надежды и любви к Богу и людям.

На отпевании её зять, священник, сказал очень трогательные слова о том, что она в совершенстве исполнила супружеский и материнский долг, была верной женой и самоотверженной матерью, которая после смерти мужа не стала устраивать свою личную жизнь и всю себя посвятила Богу и детям, проводя жизнь по сути монашескую. Даже не все дети знали о её тайном монашеском постриге, а она в совершенстве исполнила и монашеские обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Рано овдовев, сохранила целомудрие. Была нестяжательна и всё раздавала детям, внукам, нуждающимся, жертвовала на храмы и монастыри. Имела добродетель послушания: у неё не было своей воли. Скажет ей сестра: «Тамара! Надо лечиться, нужно делать операцию». Хочет не хочет, (а она очень боялась), надо – значит надо! Другой говорит маме, что надо то-то и то-то сделать, она слушается и делает. Третий в гости зовёт: «Давно, мама, у нас не были». «Ну, хорошо, конечно! Бог даст – приеду».

В течение всей жизни мама особенно много заботилась о пожилых, нуждающихся людях, старалась помогать им. Была крепкой молитвенницей. Дети и внуки всегда просили ее святых молитв в трудных жизненных обстоятельствах, и по молитвам мамы всё всегда разрешалось самым благоприятным образом.
При жизни мама видела 54 своих прямых потомков! И теперь мы имеем молитвенницу на небесах за нашу большую семью. Вечная память дорогой нашей маме! Её пример жизни навсегда запечатлелся в наших сердцах!
Кузнецова Ольга Ивановна
Просмотров: 417