В год семьи возрождаем добрые традиции познания и почитания рода. Публикуем лучшие работы фестиваля-конкурса «Это моя семья», биографии отдельных семей, из которых и складывается биография нашего города – Города трудовой доблести! Конкурс приурочен к Году семьи в России и Новокузнецке, к 30-летию Кузбасской православной духовной семинарии.
Протопопов Игорь Викторович
21.03.1962 – 27.10.2009
Родился в городе Душанбе – столице Таджикской советской республики, в семье участника Великой Отечественной войны Протопопова Виктора Леонтьевича и Протопоповой (Шлёнской) Лидии Фёдоровны.
Семья жила в районе старого аэропорта. Здесь Игорь и пошёл в школу № 16 (1969 год). В школе серьезно увлекся футболом. Получил золотой знак «ГТО» (1979), был принят в республиканскую юношескую сборную по футболу.
Окончив 10 классов, в 1979 году поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова, которое успешно окончил в 1982 году, получив квалификацию «пилот гражданской авиации» и воинское звание «младший лейтенант».
Вернулся домой и был принят в Кургантюбинский авиаотряд Таджикского управления Министерства гражданской авиации СССР. Летал на самолёте «Ан-2»: вторым пилотом (1982-1990), командиром (1990-1992).
В 1982-1987 годах учился заочно в Таджикском государственном университете на факультете «Планирование промышленности», получил специальность «Экономист». В 1988 году поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации на факультет «Механическая эксплуатация авиационного оборудования». Проучившись 4 года, в 1991 году вынужден был завершить обучение в связи с распадом СССР.
Переучившись на другой тип самолета, стал летать на самолёте «Як-40». В сентябре 1992 года, налетав необходимое число часов, вышел на летную пенсию. Женился 28 октября 1989 года на Туринге Елене Эдуардовне. В 1990 году в семье родилась первая дочь Ксения.
В связи с начавшейся гражданской войной в Таджикистане после распада СССР, семья вынуждена была все оставить и уехать беженцами в Россию, в город Новокузнецк.
Здесь Игорь Викторович поступил на работу экономистом в цех товаров народного потребления ЗСМК (май 1993 года). В ноябре 1994 года перевелся в этот же цех мастером, в 2000 году получил должность начальника участка. За годы работы на ЗСМК стал рационализатором, предложив более 20-ти рационализаторских идей, на которые получены сертификаты. Награжден Почетной грамотой Администрации Новокузнецка.
В 2001 году в семье родилась вторая дочь Александра.
Работая на заводе, продолжал занятия футболом в составе команды Сталеплавильного производства 10 лет подряд был чемпионом ЗСМК.
Всю сознательную жизнь Игорь Викторович был преданным фанатом Фредди Меркьюри, обожал музыку группы «Queen», это увлечение оказало огромное влияние на все его музыкальные увлечения. Любимая книга – «Двенадцать стульев», любимый фильм – «В бой идут одни старики».
Трагически погиб в автомобильной аварии 27 октября 2009 года.
Куда уходит любовь, когда одно из любящих сердец перестает биться?
Любовь не может исчезнуть, она, как и душа – бессмертна.
Знаю, трудно пережить потерю, унять боль утраты, жить вопреки.
Но истинная Любовь всегда остается, она живет вечно,
помогает нам оставаться на земле и двигаться дальше …
Время неумолимо. Уже почти целая жизнь прошла без тебя, но те 20 лет, что мы были вместе, навеки осветили путь, который я прохожу без тебя…
Ты из тех людей, которые выбрав мечту в детстве, идут к ней только по прямой, не сворачивая. Два серьёзных увлечения, «заразившие» твою душу и поселившиеся в сердце – авиация и футбол, были до определенного момента неразделимы. Пока ты не окончил школу. И небо, и футбольный стадион ответили взаимностью: тебя взяли и в республиканскую сборную по футболу, и в летное училище. Верный выбор за тебя, видимо, сделала Судьба. Если бы ты выбрал футбол, мы с тобой, возможно бы и не встретились…
Хотя и футбол проходил волнами по моей юности. Мой одноклассник играл с тобой в противоборствующих футбольных командах наших школ. А когда я училась в институте, у меня была закадычная подруга Ира Калашян, оставшаяся верной мне душой навсегда, хотя волны вынужденной миграции и разбросали нас по России за тысячи километров друг от друга. Тогда в юности парень Иры Виталик Ручкин, будучи профессиональным футболистом, получал образование в институте физкультуры, а мы с Ирой регулярно «с большим искренним интересом» посещали его спортивные баталии. А уже после дружили семьями, но совсем недолго, так как наши друзья покинули Таджикистан в связи с трагическими событиями раньше нас на два года…
Итак! Ты выбрал небо, оставив футбол пожизненным хобби. Поступил в лётное училище, где и получил профессию пилота. На всю жизнь крылатой фразой для тебя стала цитата из песни «Бугуруслан, тебя я не забуду, здесь совершил я взлет – посадку сам…»…
Вернувшись в Душанбе молодым специалистом, Игорь работал в Курган-Тюбе, летал на самолёте Ан-2, а позднее – на «Як-40», выполняя, как пассажирские перевозки, так и работы для нужд сельского хозяйства всей страны (были длительные командировки в другие регионы СССР).
Полей хлопковых в Таджикистане великое множество. Чтобы полностью собрать «белое золото» комбайном, нужно было распылять с воздуха спецсредства. Чем Игорь и занимался. Кроме того, было множество других сельскохозяйственных вылетов в рамках служебных командировок в Краснодарский край.
В лётном отряде у Игоря появилось несколько друзей, особенно близким был Акбар. Акбар женился довольно рано, у него к моменту знакомства с Игорем было уже двое чудесных сыновей (позже родилась и дочурка). Многие друзья нашли личное счастье, а Игорь всё ждал настоящую любовь. Да и не мог забыть предательства: не дождалась его первая любовь-одноклассница, уже через год вышла замуж. Душевная травма долго не заживала…
Однажды тёща Акбара Хафиза Назаровна решила устроить личную жизнь понравившегося ей парня. «Уже 27 лет, пора жениться. А у нас на работе есть прекрасная девушка Лена. А как она поёт!». Чтобы не обидеть мудрую женщину, Игорь пообещал, что как только будет в Душанбе, так сразу…
И тут уж Судьба не могла не вмешаться. В августе 1988 года, накануне Дня гражданской авиации, экипаж воздушного судна (командир Акбар и второй пилот Игорь) что-то нарушили, «лишившись талона», прибыли в столицу, чтобы сходить на футбол. Жена поручила Акбару зайти к Хафизе Назаровне по какой-то надобности. И тут мой «добрый ангел» придумала хитрость – послала с передачей меня – свою молодую коллегу.
Слово за слово. Мы познакомились. Назначили первое свидание… на футбольном стадионе. Так День гражданской авиации и футбольный матч соединили две судьбы.
Через полгода на 8 марта ты сделал мне предложение (вещий сон сообщил мне об этом ещё в новогоднюю ночь). Плотный рабочий график пилота отложил торжественное событие на октябрь.
Постоянно опаздывая на наши свидания, ты никогда не опаздывал на вылеты, работа была важной частью твоей жизни.
Летом 1989 года мы виделись очень редко, командировки уносили тебя за тысячи километров. И не было тогда сотовых телефонов, да и простая телефонная связь в местах дислокации вашего летного экипажа была не доступной. Мы писали друг другу нежные пространные письма (их храним всю жизнь). Сегодня эти материальные свидетельства напоминают мне о времени, заложившем дневник моей памяти о тебе…
Игорь был мастером сюрпризов. Удивлял всех и всегда. Однажды привез мне из Москвы огромную сумку с мороженым (знал, как я его люблю): в Душанбе вкусного лакомства отродясь не производили, разве что фруктовое. И как только довез?!
Ещё особо запомнился такой случай. Летом 1989 года вместе с подругой я поехала в отпуск в Белоруссию. Возвращение было с посадкой в Ростове. Выхожу из самолёта, а у трапа с цветами мой любимый! Игорь добрался сюда на перекладных, чтобы увидеться со мной, долететь до Душанбе и почти сразу вернуться.
И такие сюрпризы ты делал мне и детям всю жизнь…
28 октября 1989 года состоялась наша свадьба в ресторане гостиницы «Интурист», в зале, где прошло моё первое выступление в роли солистки вокально-инструментального ансамбля. Мы были так счастливы в тот день, что даже забыли забрать подарки…
Твои друзья-лётчики провернули целую операцию, чтобы украсть невесту безо всякого выкупа, они же удивляли гостей весь свадебный вечер…
В этот день я пела со своим ансамблем в последний раз. Что удивительно, мои музыканты начали выступление с «нашей» с Игорем песни, о которой знать не могли. И в этом опять была рука Судьбы – «Сто часов» Юрия Лозы…
А дальше были три самых счастливых года. Если бы не распад СССР и гражданская война в Таджикистане. Мы купили квартиру в одном подъезде с моими родителями, хотели строить дом: летный отряд выделил землю. Мечтали о трех малышах…
Политики, сделав свое «грязное дело», не удосужились подумать о соотечественниках. Русские из некогда братских республик были нужны только себе самим. Чего только нам не пришлось пережить вместе. В результате, бросив все нажитое, вместе с дочерью Ксенией (ей было три года) мы приехали в Новокузнецк, на родину моего деда. Здесь Игорь уже не мог летать: не было в отряде к тому моменту самолетов «ЯК-40»…
Мы забрали с собой моих родителей и маму Игоря. Трудностей впереди было много. Новокузнецкие чиновники встретили неприветливо, не могу сказать ничего хорошего ни о Стефанишин (администрация города), ни о Степаненко (администрация ЗСКМ), реплики которых свелись к убийственной фразе – «Мы вас сюда не звали!».
Только в союзе с нашей любовью можно было пережить всё то, что переживали миллионы соотечественников, одномоментно ставшие беженцами.
Среди чиновников, по счастью, встречаются и люди достойные. И нам повезло встретить такого человека. Всю жизнь помню добрым словом и благодарна Валентине Михайловне Асеевой, главе миграционной службы в начале-середине 1990-х годов. Эта хрупкая женщина – настоящий пример административного служения людям.
А дальше была счастливая жизнь, которая не меряется массой заработанных денег и накопленных благ. Только любовью.
Наш счастье разбилось в автомобильной катастрофе 27 октября 2009 года, накануне 20-я нашей свадьбы. Мы оба были в той машине, но Бог забрал только тебя… И если бы не семилетняя младшая дочь, не знаю, как бы смогла вынести боль утраты…
Только через семь лет боль немного поутихла, дав возможность вновь видеть краски мира… Ангел мой с тех пор всегда рядом: и во сне, и наяву…
Послесловие. 28 августа 1993 года в Хороге (Таджикистан) случилась катастрофа самолёта Як-40. Это был тот самый самолёт, на котором летал и Игорь Протопопов. Катастрофа случилась через 8 месяцев после его выезда в Россию. А 31 июля 2016 года в Крапивинском районе Кемеровской области разбился самолет АН-2, весь экипаж, в составе которого был один из командиров Игоря по Таджикистану, погиб. Обмануть Судьбу, видимо, можно. Но лишь на время…
Елена Протопопова