Е. Э. Протопопова, член Союза журналистов РФ
(согласовано с персоной)
Фото: М. Коряга и из архива А. Шпрингера
Май 2024 (дата обносления 28.01.2025)
Забытый город. Краевед Александр Шпрингер о забытой истории Новокузнецка / Инна Сергеева (Меняйлова), январь 2025
Его страсть к истории и краеведению заставляет взглянуть на индустриальный Новокузнецк под совершенно иным углом. Александр Шпрингер – журналист, краевед и автор книги «Забытые герои Кузнецкстроя» – готов часами рассказывать о прошлом города, о его взлетах и падениях, о людях, чьи имена незаслуженно забыты. Мы встретились с Александром, чтобы поговорить о том, что заставляет его копаться в архивах, бродить по историческим улицам и делиться своими открытиями с другими.
– Александр, откуда такая любовь к истории и краеведению?
– История мне нравилась со школьных лет. А вот интерес к краеведению появился позже. Я родился и вырос в Таджикистане, а в Новокузнецк попал уже после окончания университета. И меня всегда окружали стереотипы о том, что это молодой город без истории, что здесь нет ничего интересного. Поначалу я и сам так думал. Но потом меня зацепило. Мне захотелось проверить, правда ли это, или все-таки есть что-то, о чем мы не знаем. Так и началось мое погружение в историю города. Сначала я делал это для удовлетворения собственного любопытства. Но потом мне захотелось поделиться своими знаниями с другими. И я начал писать статьи в местные газеты, на сайты, снимал видео, вел группы в соцсетях. Краеведческая тематика очень понравилась читателям и зрителям, нашла у них большой отклик. За 25 лет такой краеведческой работы у меня накопилось очень много материала, который позже и вошёл в мою книгу «Забытые герои Кузнецкстроя». Помогали мне не только архивы, сотрудники музеев, но и мои читатели – делились воспоминаниями, уточняли факты, рассказывали ценную информацию. Например, с их помощью, я нашел или идентифицировал немало объектов на Верхней колонии: остатки первого в городе фонтана, улицы Тельбесской, АТС, поликлиники.
– Находили ли что-то, что меняло ваше представление об истории полностью?
– Да, много чего. Начнем с того, что я узнал, что за Кузнецким металлургическим комбинатом когда-то находился большой поселок Верхняя колония, вошедший позже вместе с Нижней колонией в Орджоникидзевский район Сталинска. Это был целый район с полной инфраструктурой, где жило более 50 тысяч человек. Для сравнения, сейчас в Кузнецком районе живет примерно столько же. И что самое интересное, именно там впервые в городе появились сад Металлургов, первый фонтан, первая полная средняя школа, гостиница, аэроклуб. Сейчас от этого места ничего не осталось, кроме нескольких зданий и руин. Здесь жили те, кто строил комбинат и наш город, кипела жизнь. Произвела на меня впечатление сейчас уже общеизвестная история с тоннелем КМК, в котором похоронен прораб Заев – его строитель. Или пример с нашим железнодорожным вокзалом. Многие думают, что вокзал всегда находился на своём нынешнем месте. Но это не так. До 1963 года он был в другом здании и располагался на нынешней третьей платформе. То есть поезда прибывали на другую сторону, поскольку когда-то эту часть города планировали развивать в направлении Точилино и Редаково, для чего построили поселок Сад-город. Удивил меня в свое время и тот факт, что центральный район города строился на болоте, которое специально осушали и засыпали.
– А вот если бы у вас был всего один день, чтобы показать туристу наш город, какие места вы бы включили обязательно в маршрут и о чём интересном рассказали?
– В прошлом году я как раз столкнулся с такой ситуацией. Знакомые из Красноярска попросили меня показать им наш город, и было у них всего несколько часов. Начали мы свою экскурсию с Кузнецкой крепости. А потом побывали там, откуда начинался Новокузнецк, – Верхняя колония и Соцгород. Последнее место – уникальное. Это район, который построили в 30-х гг, и он является прекрасным примером советской архитектуры. Здесь сохранились старые дома, которые несут в себе дух той эпохи. У нас уже не было времени, но можно было бы прогуляться по улице Кирова и показать, как менялась архитектура – от сталинских высоток к хрущёвским домам и современным зданиям.
У нас уникальный город. В Новокузнецке, по сути, две даты основания, и, соответственно, две хронологии. Первая идет от 1618 года, когда был основан Кузнецкий острог. Именно от этой даты мы сейчас отсчитываем общий возраст города и празднуем его юбилейные даты. Но есть и вторая дата – 3 июля 1931 года. Именно в этот день было подписано постановление об образовании города Новокузнецка как нового населенного пункта в рамках строительства Кузнецкого металлургического комбината. По сути, в 1930-е годы это были разные города, хотя территориально и близкие друг к другу. И даже после объединения Кузнецка и Новокузнецка в 1932 году, какое-то время многие люди продолжали воспринимать Кузнецк как отдельный город.
– Александр, вы много говорите об истории и о ценности старых зданий. Как вы считаете, много ли в Новокузнецке памятников, которые нуждаются в срочном спасении, и какие объекты вы бы выделили в первую очередь?
– К сожалению, да, в Новокузнецке есть немало исторических зданий, которые нуждаются в срочном спасении. Я считаю, что мы теряем важную часть нашей идентичности, позволяя этим зданиям разрушаться. В первую очередь, я бы назвал здание казначейства - памятник архитектуры и градостроительства, объект культурного наследия регионального значения. Второе, после ныне утраченной Одигитриевской церкви каменное здание в Кузнецке и первое каменное сооружение гражданской архитектуры в городе.
Выделил бы и Верхнюю колонию: уникальное здание первой в городе гостиницы. Историческую ценность представляют также старые дома Соцгорода, которые строили по проекту Эрнста Мая. Они являются не просто жилыми зданиями, но и свидетелями целой эпохи. Многие из них находятся в аварийном состоянии, но их еще можно спасти, если вовремя заняться реставрацией. Очень жаль, что мы утрачиваем старый облик таких знаковых мест, как ресторан «Москва» и городская баня на Пионерском проспекте. Хотелось бы, чтобы обратили внимание на бывший корпус литфака пединститута. Сейчас здание пустое, а ведь оно одно из самых старых в городе – здесь еще в 30-е гг. располагалась школа, а в годы войны был военный госпиталь.
– Вашим главным проектом можно назвать книгу «Забытые герои Кузнецкстроя». Как он родился? И о чём он?
– Некоторое время я писал исторические очерки в газету. Однажды мой коллега предложил мне сделать на основе этих очерков книгу. И вот, благодаря Президентскому гранту, нам удалось её написать и издать. Я рассказываю в ней о людях, которые внесли огромный вклад в развитие города, но оказались за пределами общественного внимания в последнее время. Это судьбы простых рабочих, инженеров, всех тех, кто строил Кузнецкстрой. Все эти люди – яркие личности, с очень непростыми судьбами. Я специально выбрал тех людей, чьи истории могут тронуть читателя, заинтересовать его и побудить дальше знакомиться с историей Кузнецкстроя. Например, в книге есть очерк о румыне Сергее Дзензеле, который, потеряв семью, бежал в СССР, переплыв реку, приехал на Кузнецкстрой и стал здесь одним из первых комсомольцев. Или история Дмитрия Сафонова, начинавшего обыкновенным рабочим, выросшего до руководящей должности, а позднее ставшего известным в мире дипломатом. Или Евгений Кожевников, который строил тоннель, а после стал министром транспорта СССР. Эти люди достойны того, чтобы о них помнили. Книгу мы издали тиражом в 1000 экземпляров и распространили по библиотекам, школам и музеям города, а также в различные общественные организации.
– Какие у вас планы на будущее? Будут ли еще книги?
– Книга «Забытые герои Кузнецкстроя» должна была быть больше по охвату. Изначально я хотел показать историю строительства комбината параллельно с историей развития города. Но воплотить всё задуманное с первого раза не удалось. Я хотел бы написать о медицине, образовании, культуре, милиции, пожарных – обо всем, что начиналось на Кузнецкстрое. Но пока это все отложено на будущее – ко второй книге я хочу подготовиться более тщательно. Я уверен, что у истории Новокузнецка еще много тайн, которые ждут своих исследователей.