Главная   \   Новости   \   Из малоизвестного: имена и факты   \   Как праздновали Рождество и Новый год в Кузнецке

Как праздновали Рождество и Новый год в Кузнецке

Событие: 26 декабря 2023
Категория: Из малоизвестного: имена и факты
Дата публикации: 25 декабря 2023
Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа. По старому стилю его отмечали 25 декабря.

Рождество, Новый год (сегодня старый Новый год), Крещение составляли единый цикл – Святки. По старому стилю дни с 25 декабря по 1 января называли Святыми вечерами, а 1 января начинались Страшные вечера, которые длились до Крещения. А начинался праздничный цикл еще 24 декабря, в Сочельник.

После 1918 года, когда в России был принят григорианский календарь, православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня стали отмечаться 7 и 19 января, а Новый год в качестве светского праздника перешел на 1 января по новому стилю и выпал из святочного цикла.

В нашем городе Кузнецке до революции наступление нового года связывали именно с православным Рождеством. Светский Новый год кузнечане стали праздновать только в середине 1930-х годов.


Зимние праздники цикла Святки в Кузнецке отмечали с большим размахом. Как свидетельствуют данные Новокузнецкого краеведческого музея, к этим праздникам обязательно сооружали ледяные горки (они назывались «катушками»), с которых кузнечане скатывались на самодельных санях.

«…То-то будет веселье, когда возвратятся из школы проказники-братья. Будем строить из снега катушку – высокую гору – и обновим наши салазки. Скатаем из свежего снега пузатое чучело с головой, с глазами и носом. Можно выпроситься у матери съездить на санках по городу, одевшись в новые сибирские пимы и в тёплую шубу… Поскорее, зима, поскорей! Побольше пушистого снега! Покрепче мороз, чтобы речка замёрзла, чтобы глаже дорога – гоняться по ней на коньках или деревянных баклашках!» - так вспоминал зимнее детство в Кузнецке конца 19 века Вениамин Булгаков в книге «В том дальнем Кузнецке» (Кемерово, 1991. С 52-53).

Украшательство нарядными ёлками возникло в Кузнецке не ранее 1890-х годов (Сибирская жизнь. 1899. 16 февраля. С. 2). Зачинателями этой традиции стали Кузнецкое уездное училище (ныне в здании – филиал НКМ), купец Степан Егорович Попов и Общественное собрание. В то время Рождество и новый год жители Кузнецка предпочитали отмечать в помещениях. «Нет, право, кузнечане умели веселиться!» - вспоминал Вениамин Булгаков в книге «В том дальнем Кузнецке» (Кемерово, 1991).

По некоторым данным, первая праздничная елка в Кузнецке была установлена в 1891 году для девочек Кузнецкого женского приходского училища супругой купца 2-й гильдии Степана Егоровича Попова Еленой в их доме (дом не сохранился).

Праздничную ёлку в те времена наряжали во многих богатых домах. Для городской бедноты именитые купцы и попечители учебных заведений устраивали благотворительные ёлки, на которые приглашали и одаривали детей, обучавшихся за казённый счет. Одно из таких мероприятий было устроено на Рождество 6 января 1897 года, когда на устроенную в Общественном собрании ёлку были приглашены ученики уездного и приходского училища. Большей частью это были дети из бедных семей. (Кузнецк во второй половине XIX - начале XX в. / А. Н. Ермолаев. С. 311).

На рождественские праздники 1899 года члены Общественного собрания устроили ёлку для учащихся уездного, двух приходских училищ (мужского и женского) и церковно-приходской школы. Беднейшим учащимся был выдан ситец на пошив одежды. На этой ёлке впервые в городе был показан сеанс синематографа, вызвавший большой интерес у детей. Кроме этого на ёлке демонстрировался графофон, исполнивший несколько музыкальных пьес. Некоторые из учащихся декламировали перед графофоном басни и стихотворения, которые тут же воспроизводили. Всего на ёлке побывало около 250 детей (Кузнецк во второй половине XIX - начале XX в. / А. Н. Ермолаев. С. 312).

На Рождество и празднование Нового 1901 года в помещении Общественного собрания были устроены две ёлки. Одна – для учеников уездного училища, другая – для учеников приходского училища. На Новый год был назначен спектакль. Планировалось поставить пьесу «Не в свои сани не садись» Островского и водевиль «Дорогой поцелуй». Однако из-за болезни некоторых актёров-любителей спектакль пришлось отложить на начало января (Кузнецк во второй половине XIX - начале XX в. / А. Н. Ермолаев. С. 313).

В церквях города по случаю рождественских праздников звучали молебны и торжественные службы. В Народном доме преподаватели и ученики начального городского училища проводили концерты хорового пения и ставили спектакли.

Богатые горожане устраивали званые обеды и ужины с играми и танцами. «Провинциалы Кузнецка любили выпить и закусить» (В том дальнем Кузнецке / В. Булгаков. Кемерово, 1991. С. 82).

Обязательным украшением праздничного стола были запеченный целиком поросенок (или гусь), студень, рябчики, жареная рыба, разнообразная выпечка. Вместо шампанского простые кузнечане потребляли медовуху или домашнее пиво. Зажиточные горожане пили на застольях «коньяк, зубровку, рябиновую или английскую, а чаще смирновскую водку» (В том дальнем Кузнецке / В. Булгаков. Кемерово, 1991. С. 82).

Праздничный стол на Рождество обязательно включал не меньше 12 блюд (по числу апостолов Иисуса Христа). В пост, к столу подавали постную кутью из зерен пшеницы, заправленную молотой черемухой или сушеными яблоками. «К чаю полагалось варенье, мёд, сахар, груды сладких и сдобных печений, сухари, посыпанные толченой корицей, молоко, сливки» (В том дальнем Кузнецке / В. Булгаков. Кемерово, 1991. С. 85).

В канун Рождества и в течение двух святочных недель ворожили, справляли святочные обряды, по улицам и дворам ходила ряженая ребятня, одетая в теплые шубы и валенки.

Вениамин Булгаков в книге «В том дальнем Кузнецке» (Кемерово, 1991. С. 144, 145), вспоминая себя восьмилетним мальчиком (1897 год), писал: «За наше пение хозяева подавали нашему «квинтету» гривенники, пятаки, алтыны, семитки и копейки. …Когда наша пятиголосая капелла поровну разделила между всеми хористами выручку этого мероприятия, я получил свои шестнадцать копеек – мой первый заработок. Когда я высыпал на стол перед матерью свои копейки, она улыбнулась и сказала: «Ну вот, теперь можешь купить себе тетрадок или бумаги – это твои деньги. А хочешь – купи себе пряничков!..» Так через несколько дней у меня появились десятикопеечный резиновый мячик, стопка бумаги для самодельной тетрадки и два медовых копеечных круглых пряника».

На Рождество в Кузнецке устраивали конные бега, на которые съезжались люди со всего уезда, ведь кузнецкие конные бега славились на весь регион. Желающие поучаствовать в этом развлечении съезжались со всего кузнецкого уезда. За две-три недели до старта начинали готовить лошадей: особо кормили, тренировали на пробных выездах. Каждый хозяин надеялся выиграть скачки и привозил своего наездника. Ставки на бегах были высокими: от 150 рублей. По маршруту на высоких домах выставляли наблюдателей.

Крещение в Кузнецке сопровождалось массовым купанием в проруби, во время которого стреляли из ружей, чтобы отпугнуть нечистую силу. Накануне Крещения для этой же цели на дверях, окнах ставили кресты.

Если обратиться к воспоминаниям Александры Павловны Псарёвой (Ананьиной), 1894 года рождения, записанных краеведом Владимиром Девятияровым, и хранящихся в Новокузнецком краеведческом музее, можно узнать, как же отмечали Рождество и новый год в Кузнецке начала 20 века: «…в конце улицы Достоевского молодежь устраивала катушку из льда. Натаскивали много снегу, делали из него форму горы и обливали водой. Сама горка стояла у крайнего дома старушки Пудовны, с нею жила дочь. От снежной горки под уклон к берегу Иванцевки ледяную дорожку поливали водой, а там, внизу – естественный лед реки. С горки на санках катались довольно далеко. С боков горки в снегу наставят ёлок, тоже самое и вдоль дорожки ледяной. На ёлках вдоль всей ледяной дорожки вывешены фонари из разной бумаги... На ледяную горку в праздники собирались не только дети и подростки, но и семейные и старики…».

Веригина (Захарова) Екатерина Семёновна, 1903 года рождения, вспоминала (записано краеведом Владимиром Девятияровым): «В Новый год 1910-1911 учебного года вместе с учительницей и группой девочек ходили к Попову Степану Егоровичу – золотопромышленнику – попечителю школы – поздравлять с новогодним праздником. Он болел, и, кажется, был парализован. Девочки читали ему стихи, Попов С.Е. подарил им каждой по кулёчку с конфетами и пряниками. Заходили в большой дом, со стороны Достоевской улицы. Хорошо запомнила переход-веранду из одного дома во второй, остекленную разноцветными стеклышками (синие, зеленые, голубые, красные, белые)». Кашина (Марасова) Нина Ивановна, 1904 года рождения, вспоминала: «В Новый год и Рождество по гостям ходили, главным образом к родственникам, наряжались в смешные одежды (в вывороченные шубы, парни одевались в старух, девушки – парнями, разукрашивали лица или делали маски). Про таких говорили: «Маскированные ходят». Катались с горок. Хулиганств не было».


Серьезные проблемы у рождественской новогодней ёлки начались с 1929 года. Новая власть отменила Рождество, превратив его в обычный рабочий день, и отождествила ёлку с религиозными символами.
Возрождение праздничной ёлки произошло на исходе 1935 года, когда она сменила статус рождественской на новогоднюю. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась небольшая заметка с призывом «организовать детям к празднику хорошую ёлку». Буквально на следующий день стали открывать ёлочные базары, продавать игрушки. Так новый 1936 год начался под знаком нарядных ёлок.

Газета «Большевистская сталь» за 1930-1940-е годы не может похвастаться большим количеством публикации на новогоднюю тему. Но и те, что есть, всё же дают представление о праздновании Нового года в Сталинске. Так, в газете за 30 декабря 1936 года говорится о том, что «в каждой школе будет устроена ёлка для разных возрастов, детский праздник с елкой пройдет и в ТЮЗе и в Детском дворце культуры».

Источники фактов:

  1. В том давнем Кузнецке... / Вениамин Булгаков. – Кемерово : Кемеровское книжное издательство, 1991. – 272 с.
  2. Всеми любимый праздник / Дина Прудько // Новокузнецк. - 2006. - 28 декабря (№ 51). - С. 7.
  3. [Заметка] // Сибирская жизнь. – 1899. – 16 февраля. – С. 2.
  4. Зимние каникулы - праздник радости и веселья // Большевистская сталь. – 1936. – 30 дек. – С. 2.
  5. Кузнецк во второй половине XIX - начале XX в. / А. Н. Ермолаев // Кузнецкая старина. Новокузнецк: 400 лет в истории России. - Томск ; Новокузнецк, 2018. – С. 287-346.
  6. Новый год в старом Кузнецке. – 27.12. 2023 // Новокузнецкий краеведческий музей : [офиц. аккаунт ВК]. – URL: https://vk.com/nkm42?w=wall-89515884_18678 (дата обращения: 28.12.2023).
  7. Новый год в старом Кузнецке. – 30.12. 2023 // Новокузнецкий краеведческий музей : [офиц. аккаунт ВК]. – URL: https://vk.com/nkm42?w=wall-89515884_18700 (дата обращения: 09.01.2024).

Е.Э. Протопопова, главный специалист по библ. маркетингу,
член Союза журналистов РФ, e-mail: protopopova@libnvkz.ru
(дата обновления 09.01.2024)


#культуранадом
#культураонлайн
Просмотров: 1222