Главная   \   Новости   \   Из малоизвестного: имена и факты   \   Он позировал Вере Мухиной: Каснер Сергей Владимирович (Сигизмунд Касснер)

Он позировал Вере Мухиной: Каснер Сергей Владимирович

Событие: 20 ноября 2023
Категория: Из малоизвестного: имена и факты
Дата публикации: 20 ноября 2023
Сергей Владимирович Каснер (Сигизмунд Касснер)
(31.01.1912-1998)

Метростроевец, шахтостроитель, борец классического стиля.

Прототип скульптуры рабочего известного советского памятника «Рабочий и колхозница».


Один из зачинателей классической борьбы в Кузбассе

В памяти шахтёров Ленинска-Кузнецкого он остался, как самый красивый парень страны, который каждое утро бегал кроссы… глубоко под землей. Совмещал зарядку и работу, определив себе обязательную пробежку - по шахтовым забоям. Но вообще-то сначала Каснер до 20-22 лет был длинным, щуплым и обычным. - Его рост – 1 метр 82 сантиметра, - не раз рассказывала племянница Галина. – Он один такой высокий, в нашем роду – все «кнопки»… Но в 25 лет дядя Серёжа, попав на глаза скульптору Вере Мухиной, уже наработавшись на метрострое и в спортзале, показался ей уже самым-самым. Она искала мужской образ и выбрала дядю Серёжу из тысяч и тысяч… И вторая натурщица – Зоя - работала вместе с дядей Серёжей; имея идеальную фигуру, была откатчицей (подставляя плечо, толкала 16-тонную вагонетку)! Татьяна Молодцова


Памятник «Рабочий и колхозница» является символом не только известной заставки киностудии «Мосфильм», но и брендом всей советского эпохи. А прототипом фигуры рабочего в своё время стал проходчик шахты «Зыряновская» Сергей Каснер, который в начале войны волею грозной судьбы оказался в Сталинске, а с 1946 года долгие годы жил в Ленинск-Кузнецком.

Памятник «Рабочий и колхозница» - шедевр мирового искусства. Монумент двадцати пяти метровой высоты впервые был установлен в 1937 году в Париже на Всемирной промышленной выставке у входа в павильоны Советского Союза, затмив на время даже славу Эйфелевой башни. Скульптура была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали, совокупная масса монумента превышала 63 тонны.
Концепция и композиционный замысел памятника принадлежат архитектору Борису Иофану, автор пластического воплощения –Вера Мухина.

В 1988 году состояние монумента было признано аварийным. В 2003-2009 годах прошла реставрация скульптуры, которую установили на павильон, повторяющий оригинальный проект Иофана для парижской выставки. Открытие прошло в 2010 году. В цокольной части памятника расположен Музей Веры Мухиной.
Сначала для фигуры рабочего Вере Мухиной позировал бывший артист балета Игорь Басенко. Но с него лепили только тело. Лицо требовалось «пролетарское». Вера Мухина нашла будущих натурщиков случайно на репетиции физкультпарада. Строитель Сергей Каснер, красивый мускулистый парень ростом 182 см, ехал на высоком постаменте с серпом и молотом в руках. Ему помогала симпатичная откатчица Метростроя Зоя Мухина (однофамилица скульптора). С них и были списаны символы эпохи.

Родился Сергей Каснер в 1912 году в селе Белиловка под Киевом в семье крестьянина-середняка. По документам он - Сигизмунд, русский немец с польской кровью. В 1920-1927 года учился в семилетней школе. После учился в 3-годичной агропрофшколе, но не окончил ее в связи со смертью отца в 1929 году. Работал на молочном заводе. В 1932 году был направлен в Москву на учебу, но в институт не поступил. Устроился на молокозавод, где работал до весны 1933 года, когда перешел в трест ресторанов и кафе (счетовод и заведующий овощными складами). Одновременно занимался спортом – фехтованием, боксом, борьбой. 11 февраля 1934 года Сергей был мобилизован на строительство метрополитена. Здесь работал до 13 мая 1941 года откатчиком, бригадиром проходчиков, с 1936 года начальником смены.

Работая проходчиком, выполнял план на 300 процентов, за что был награжден почетным знаком «Мастер отбойного молотка». Всегда успевал заниматься борьбой. Участвовал в чемпионатах Москвы и ВЦСПС, занимая призовые места.
Сергей Каснер - первый слева в нижнем ряду. 1936 год.


В 1936 году в ходе подготовки к физкультурному параду спортсмены Метростроя репетировали в Парке культуры и отдыха имени Горького. По замыслу художников и постановщиков через Красную площадь на высоком постаменте должны были проехать Рабочий и Колхозница, держа в руках высоко поднятый вверх Серп и Молот. Сергею, как человеку, обладавшему прекрасной фигурой, было поручено изображать рабочего, а в роли колхозницы выступала откатчица Зоя Мухина, однофамилица скульптора. На одной из репетиций их и заметила Вера Мухина, попросив прийти в мастерскую, где скульптор и воплощала образы будущего шедевра монументального искусства.

С 13 мая 1941 года до 26 октября 1941 года работал начальником смены на 16-м спецобъекте Москвы. 26 октября 1941 года был эвакуирован в город Жданов, а 26 ноября – в Сталинск (Новокузнецк).

После окончания секретного строительства всех строивших объект рабочих отправили в Кузбасс на возведение шахт, в том числе и Сергея Владимировича.

Так, метростроевец Каснер, эвакуированный в Сталинск осенью 1941 года, стал шахтостроителем, участвовавшим в закладке шахт будущего Орджоникидзевского района Новокузнецка.

В Сталинске он попал в шахтопроходческое управление треста «Главкузбассшахтострой» (с 1951 года «Кузбассшахтстрой»), организованное в 1938 году (первый начальник П.К. Семилетко). Управление в то время занималось строительством второй очереди шахты «Байдаевская» (первая сдана в эксплуатацию в 1940 году).

Строительство шахты «Зыряновской» началось в 1943 году. «Несмотря на огромные трудности, в коллективе чувствовалась деловая спайка, трезвое понимание задач. Великое дело: на новом необжитом районе, в лесу, на топях и болотах в короткое время построить такую современную шахту «Байдаевская» и с ходу приступить к строительству «Зыряновской» (Николай Семенович Хорошилов).

На строительстве шахты «Зыряновской» судьба свела Каснера со многими известными шахтостроите­лями, вместе они поставили всесоюзный рекорд, упоминание о котором есть в книге «Шахта «Зыряновская» Алексея Пиденко (Кемерово, 1983): «В феврале 1945-го установили всесоюзный ре­корд проходки: пробили 133 метра двухпутевого квершлага сечением 11 квадратных метров, в три раза превысив нормативы проходки квершлагов. А в июне 1945-го, как бы салютуя Советской Армии и победившему народу, за неполный месяц прошли 241 метр основного штрека по пласту 16, уже в четыре раза перекрыв нормативы Наркомугля СССР на проходку основных штреков с наклонным залеганием пластов».

За ударный труд на строительстве «Зыряновской» коллектив «Главкузбассшахтостроя» получил звание «Лучший шахтостроительный коллектив страны».
К сожалению, в воспоминаниях шахтостроителей тех лет нет упоминания о человеке, который позировал Вере Мухиной. Сергей Владимирович сам рассказал об этом, но позже – в 1950-е годы.

В 1946 году Сергей Владимирович переехал в Ленинск-Кузнецкий, где реконструировал шахту им. Ярославского, строил «Полысаевскую-2», «Никитинскую» и другие шахты.

В городе открылось специальное горнотехническое училище (СГТУ), где С.В. Каснер после работы стал вести секцию классической борьбы. Первыми его учениками были Володя Соснов, Витя Завьялов, Витя Нечаев, Леня Немчанинов, Вадим Булдыгин, Юра Дорогов, Витя Чемиричкин – известные в спорте имена. Узнав, что там тренирует такой тренер, в секцию пришли Витя Горбачев, Гена Басманов, Леша Игнатов, Эдик Аникеев, Юра Корпашевич, Саша Фролов, Володя Кирзиенок. Многие из них стали мастерами спорта, перешли на спортивную работу.

Летом 1947 года С. Каснер вместе с командой Кузбасса участвовал во II Спартакиаде народов РСФСР (Москва). Но так как давно по- настоящему не тренировался, триумфа не получилось. А вот в 1951 году на чемпионате ДСО «Шахтер» он стал чемпионом в среднем весе.
Выйдя на пенсию, Сергей Владимирович перебрался к родственникам в Ростов-на-Дону. И здесь под его руководством классической борьбой занимались спортсмены общества «Трудовые резервы».


В Ростове Сергея Каснера и похоронили. Его единственная дочь долгое время жила в Ленинске-Кузнецком, потом тоже перебралась в Ростов.

«Невидимая связь между натурщиком и его каменным двойником, замеченная родными («Скульпторша словно часть души дяди Сережи – Рабочему передала»), усилилась, когда памятник увезли в ремонт. 86-летнего натурщика парализовало, как только начались реставрационные работы. А когда реставраторы начали менять каркас, скелет Рабочему, его прототип умер легко и тихо в своей старенькой квартире» Татьяна Молодцова.

Источники информации:
Скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница»: строительные аспекты создания и реконструкции / Т. А. Молокова // Вестник МГСУ. 2013. Июнь. С. 35-41.
«Рабочий и колхозница» на самом деле - танцор и физкультурница / Егор Арефьев // Комсомольская правда. 2016. 25 мая.
Человек - скульптура / записала Ольга Волкова // Кузнецкий рабочий. 2009. 26 ноября (№ 137). С. 6.
Включая рекорд на «Зыряновской» / Виктор Кладчихин // Уголь Кузбасса. 2010. Май-июнь. С. 56-59.

Вспоминая прошлое, вглядываемся в будущее!

Е. Э. Протопопова, гл. специалист по библ. маркетингу,
член Союза журналистов РФ,
e-mail:
protopopova@libnvkz.ru
Фото из доступных интернет-источников

#КуZбассРодинаГероевНК
#кузбассовцы
Просмотров: 633