Главная   \   Новости   \   Читаем город. Имя в истории Новокузнецка   \   Художники Новокузнецка: Колотвина Марина Юрьевна

Художники Новокузнецка: Колотвина Марина Юрьевна

Событие: 20 июля 2023
Категория: Читаем город. Имя в истории Новокузнецка
Дата публикации: 20 июля 2023
Художник – живописец и график, поэт, фотограф. Член Международного художественного фонда (1996), Творческого Союза художников России (2020), Союза российских писателей (2021).

Родилась 7 ноября 1962 года в Новокузнецке. В 1980 году окончила полный курс физико-математической школы № 165 при Новосибирском государственном университете. С 1981 года работала художником-оформителем, с 1987 года – свободный художник.

Участник российских художественных выставок с середины 1980-х, зарубежных – с начала 1990-х. Со-организатор (1988) художественного объединения новокузнецких художников, поэтов и музыкантов «Группа Чистых» (Orbis Candoris). В 1995 году получила от Союза художников России творческую мастерскую.

Живописные и графические работы находятся в музейных и частных собраниях, в том числе в коллекциях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Kolodzei Art Foundation (США, Цинциннати), Михаила Алшибая (Москва), музея-заповедника «Томская писаница» (Кузбасс). Автор персональных художественных выставок в Кемерове (Кемеровский государственный университет, 1998) и Новокузнецке (Театр-студия «Фаэтон», 1994, Дом творческих союзов, 1998).

Участник крупных международных и всероссийских художественных проектов: «Ost-West Glassymposium» (ФРГ, Любтеен – Россия, Томск, 1998), «Women in Art» (Россия, Москва – США, Нью-Йорк, Оклахома-сити, Цинциннати, 1999), «Абстракция в России. XX век» в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2001), «Москва–Кузбасс 2022» в Сибирском центре современного искусства «ФОРМА» (Новокузнецк). Соавтор сборника статей «Теоремы культуры» Независимой академии эстетики и свободных искусств (Москва, 2003). В 2001 году участвовала в выставке «Абстракция в России. XX век» в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). Живописные работы представлены в одноименном двухтомном издании.

Литературную работу ведет с 1989 года. Соавтор и редактор концептуальных текстов, выставочных программ и эстетических манифестов творческой лаборатории «Круг Чистых». Соавтор коллективного сборника поэзии «Автобус» (1989). С 1991 по 1995 годы – член Ассоциации русских верлибристов. Вошла в число авторов «Антологии русского верлибра» (сост. К.Э. Джангиров, 1991).

Автор книг: «Серебряный мёд» (2008, в соавторстве), «Лижет руки мне ветер времени» (2017), «По ту сторону ветра» (2022, в соавторстве).

Публиковалась в сборниках: «Антология русского верлибра», «Co-operative book of poetry»; журналах: «Художественный Совет», «Творчество» (Москва), «После 12», «Зеркало»; альманахе «Провинция», Новокузнецком литературном альманахе.

Член клуба любителей фантастики «Контакт» при Центральной городской библиотеке им. Н.В. Гоголя с 1983 года. Постоянный участник коллективных поэтических сборников КЛФ «Контакт» (ныне – молодежной площадки Союза российских писателей в Новокузнецке и на юге Кузбасса).

Живет и работает в Новокузнецке.

Интервью с Мариной Колотвиной / Ева Вишневская (26.06.2015)

В ваших работах отчетливо прослеживается мифологическая составляющая. Вы опираетесь на какой-то конкретный корпус мифов, или это некий синтез мировых мифологических представлений о бытии?

— Не составляющая, но суть, ядро, сердце, душа. Я не занимаюсь живописью или графикой, я живу мифом и в мифе, творю этот миф своей жизнью, проживаю его, воплощаю его по мере сил и разумения на холстах, переосмысливаю уже в роли зрителя и получаю возможность двигаться дальше. На мой взгляд, мифотворчество есть неотъемлемое свойство человеческого мышления, осознается это или нет. Постепенно переходя от осознания сверхзначимости мамы и сверхзащищенности дома, от одушевления первой игрушки и компьютерных человечков к «современным трактовкам» исторических и политических мифов, каждый человек волей-неволей неизменно присутствует в полноводном потоке мифотворчества. Человечество в процессе своего существования в первую очередь и занято сотворением мифа, некоего глобального мифа о своем существовании в мире и о мире, в котором оно существует.

Расскажите, пожалуйста, какую роль в вашем творчестве играет природное начало. Представляется, что в условиях жизни в большом городе этот фактор человеческого существования часто недооценивается.

— И в этом мире-мифе природное начало имело, имеет и будет иметь свое сверхзначимое место. Как бы человек не пытался отгородиться, опротестовать свое природное начало, от выщипывания волосков и раскрашивания лица и тела (как было принято во многих племенах, «чтобы быть непохожими на животных»), до массового вырубания деревьев и варварской «стрижки» газонов во многих городах России, перехода на синтетическую пищу и иных подобных «мер», человек был и остается частью окружающей его природы, и эту явную или неявную, подспудную тягу к своему природному началу он если и истребит, то только вместе с собой. Может быть, когда-нибудь человек и сможет «перенести себя» в память компьютера, станет эдаким супер-роботом, но останется ли он после этого человеком? И, на мой взгляд, именно житель «большого города», самой средой искусственно отделенный от природного окружения, от естественного и полномасштабного взаимодействия с природой, острее всего и будет чувствовать свою обделенность, недостаточность, неполноценность, вплоть до перекосов в личности, когда острый комплекс неполноценности перерождается в комплекс превосходства и выливается в агрессию. Не здесь ли корни «войны с деревьями и газонами»? Может быть, тех, по чьему велению города сегодня превращаются в лесоповал, нужно лечить? Лечить природой? Хотя бы принудительно, как алкоголиков и маньяков?

Ваша живопись преимущественно (во всяком случае, отчасти) нефигуративна, использованные в ней образы явно не сводятся к впечатлениям, полученным опытным путем из окружающей действительности. В таком случае, как бы вы охарактеризовали их источник?

— Живопись преимущественно (отчасти) нефигуративна.... Я бы сказала, что она скорее «отчасти фигуративна», и именно от той части, в которой реализуется потребность «свести» образы к «впечатлениям, полученным из окружающей действительности». Но (как обычно, есть одно существенное «но»), речь идет о некоем «визуальном слое окружающей действительности, доступном большинству». Поскольку визуальная действительность художника да и просто внимательного человека неизмеримо богаче. Потребность «связать», «ограничить» бесконечный, гибкий, изменчивый образный ряд, несколько «приуменьшить количество степеней свободы во имя читаемости». Примерно этим зачастую занимается мозг во время сна, осмысливая и многократно переосмысливая поступающие сигналы, и тогда падающий снег вдруг становится роем белых бабочек и тут же осыпающимися с яблони лепестками... В другом материале, но я также «беру кусок мрамора и отсекаю от него всё лишнее...» Из тех сонмов образов, что кочуют по тонкой плёнке между замыслом и воплощением, между сном и явью, между мечтой и реальностью, сплетаются, взаимопроникают и взаимодействуют, на холст ложится некий узор, поток, протяженный во времени и пространстве, и замирает на нем, «схваченный» неким подобием общеизвестных форм и абрисов. Как в петроглифах – не люди, а антропоморфные существа, зооморфные фигуры. В конце концов в пятнах краски даже в самой что ни на есть фигуративной живописи яблоко от розовой попы отличить может только зритель...

Какую роль играет цвет в ваших работах? На ваш взгляд, его значение – поддерживающее, второстепенное по отношению к представленным образам, или цветовую составляющую вы выводите на передний план, наполняя его особым смысловым содержанием?

— Цвет и образ.... А разве может быть одно отдельно от другого? Как природа и человек, как художник и его работы... Любой цвет диктует образы, а образ неотделим от цвета. Есть устоявшиеся (синий – и это море, и небо, и васильки, и для кого-то – глаза любимой; белый – и это для кого-то снег, молоко, а для другого – лист бумаги, готовый принять на себя первый мазок или первые слова....). Необычные, неустоявшиеся – это уже игра. И тогда рождаются красный конь и чёрный снег. Аналогично любой образ несет на себе некий «общепринятый» набор цветов и возможность импровизации для усиления или видоизменения этого образа. К примеру «чёрный человек» это уже не просто человек. И вообще я не представляю себе «отсутствие цвета». Цветные сны – норма, а не патология. Чёрно-белое кино? Но ведь там цвет неба, человеческих лиц и даже одежды как-то настолько легко угадывался, что мне когда-то первые «цветные программы» по тв даже казались «любопытным излишеством», не говоря уже про подкрашивание черно-белых фото анилиновыми красителями. И вообще порой скупые штрихи угля по белой бумаге дают представление о цвете более сильное нежели пёстрая палитра. Хотя здесь я пожалуй уже говорю не о цвете в общепринятом смысле, а о цветовой температуре процесса...

«Ищи и смотри на чудеса повсюду вокруг тебя. Ты устаешь от глядения на самого себя, и эта усталость делает тебя глухим и слепым повсюду ко всему остальному», сказал Карлос Кастанеда. Отнесли бы вы это замечание писателя к своему творчеству?

— Я ищу и смотрю на чудеса повсюду. Но я дерево, и на все эти чудеса я смотрю сквозь сплетение своих ветвей, и на всех этих чудесах пляшут блики моих разноцветных листьев, и тогда даже не-чудеса становятся или кажутся мне чудесами. Я никогда не устаю смотреть на себя, ибо я тоже чудо. И когда я смотрю на себя глазами прилетающих птиц, на это колышущееся ажурное многомерное зеркало, мой взгляд теряется среди множества отражений чудес этого мира, каждому из которых находится место в переплетении моих ветвей...
Избранные художественные выставки (1988–2022):

1988. Первая выставка «Группы Чистых». Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя. Новокузнецк, СССР.
1991. Выставка «Группы Чистых». Новокузнецкий художественный музей. Новокузнецк, СССР.
1992. «Небо и камни». Выставочный зал «Творчество» на Таганке. Kolodzei Art Foundation. Москва, Россия.
1992. «From Russian with Love Europe-America 500». Seattle, USA.
1994. «Works on Paper. Selection from the Kolodzei Collection». City Arts Center, Oklahoma, USA.
1995. «Artists from the Collection of Tania and Natasha Kolodzei». Галерея «Семь Гвоздей». Москва, Россия.
1995. Выставка «Круга Чистых». Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя. Новокузнецк, Россия.
1996. Выставка «Круга Чистых». Музей народной графики. Москва, Россия.
1997. «Отражение времени» (из коллекции Татьяны и Натальи Колодзей). Дом Европы. Москва, Россия.
1997. «Прелюдия». Кемеровский государственный университет. Кемерово. Россия.
1998. «Ost-West Glassymposium». Lubteen. Deutschland.
1998. Выставка «Круга Чистых». 10-летие «Круга Чистых». Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя. Новокузнецк, Россия.
1999. Выставка «Круга Чистых». 10-летие «Круга Чистых». Новокузнецкий художественный музей. Новокузнецк, Россия.
1999. «Mail-Art». Сибирская «Nova Kultura». Кемеровский государственный университет. Кемерово, Россия.
1999. «Mail-Art». Сибирская «Nova Kultura». Кемеровский областной музей изобразительных искусств. Кемерово, Россия.
1999. «Ost-West Glassymposium». «Ост-Вест-Сибирь-1999». Томский областной художественный музей. Томск, Россия.
1999. Всероссийский фестиваль «Культурные герои XXI века». Кемеровский государственный университет. Кемерово, Россия.
1999. «Women in Art». The Friendship Gallery Friendship Heights Village Center. New York, USA.
2001. Сибирская «Nova Kultura». Кемеровский государственный университет. Кемерово, Россия.
2001. «Скоро весна». Центральная студия художественного проектного творчества им. Е.А. Розенблюма. Москва, Россия.
2001. Выставка «Круга Чистых». Галерея «РусАрта». Москва, Россия.
2001. «Абстракция в России. XX век». Государственный Русский музей. Санкт-Петербург, Россия.
2002. «Происхождение Света…». Государственный институт искусствознания. Москва, Россия.
2002. Выставка в галерее «Лестница». Театр «Школа драматического искусства». Москва, Россия.
2003. Выставка «Круга Чистых». Израильский культурный центр. Москва, Россия.
2004. Выставка «Круга Чистых». Музей-заповедник «Кузнецкая крепость». Новокузнецк, Россия.
2005. Выставка «Круга Чистых». Московский Центр Карнеги. Москва, Россия.
2006. «Perestroika + 20». Harriman Institute, Columbia University. New York, USA.
2006. «Иные миры». Новокузнецкий муниципальный банк. Новокузнецк, Россия.
2008. «Из края в край». Театр «Школа драматического искусства». Москва, Россия.
2010. «Услышанный Свет». Культурный центр «Открытый мир». Москва, Россия.
2012. «Образ – квант сознания». Выставочное пространство агентства «Art.ru». Москва, Россия.
2013. «Образ – квант сознания». Государственный институт искусствознания. Москва, Россия.
2013. «Творчество в диалоге». Агентство «Art.ru» и Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, Россия.
2013. «Образ – квант сознания». Выставочное пространство агентства «Art.ru». Москва, Россия.
2013. Выставка «Круга Чистых». Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя. Новокузнецк, Россия.
2014. Выставка «Круга Чистых». Юридическая фирма «Фрешфилдс». Москва, Россия.
2014. Выставка «Круга Чистых». Финансовая корпорация «Ронин Партнерс». Москва, Россия.
2014. «Образ – квант сознания». Выставочное пространство агентства «Art.ru». Москва, Россия.
2015. Выставка «Круга Чистых». Галерея «Джарт». Москва, Россия.
2015. «Образ – квант сознания». Выставочное пространство агентства «Art.ru». Москва, Россия.
2015. «Прелюдия». Банк «ФК Открытие». Москва, Россия.
2015. Выставка «Круга Чистых». Юридическая фирма «Фрешфилдс». Москва, Россия.
2016. Выставка «Круга Чистых». Офис корпорации «Сименс». Москва, Россия.
2016. «Лес для белой птицы» (совместно с Т. Левко). Корпорация «Ронин Партнерс». Москва, Россия.
2017. «Метамифика». Новокузнецкий художественный музей. Новокузнецк, Россия.
2018. «Метамифика». Юридическая фирма «Фрешфилдс». Москва, Россия.
2018. «От нонконформизма к феминизму. Русское женское искусство из Kolodzei Art Foundation». The Museum of Russian Art. Minneapolis, USA.
2020. V Международный фестиваль «Абстракция без границ». Москва, Россия.
2022. Комплексный инновационный межрегиональный патриотический проект «Москва–Кузбасс 2022». Сибирский центр современного искусства «Форма». Новокузнецк, Россия.

Отзывы:

«У Марины Колотвиной на поверхности картинного образа, что делается специально, словно остаются следы «культуры»: можно почувствовать, что перед зрителем показаны (на уровне художественного, образного претворения) стены древних пещер, которые закопчены кострами минувших древних цивилизаций. На них проглядывают знаки, царапины, орнаменты. Спирали и «плетенки», относящиеся к самым архаическим пластам символов человечества, тут обретают сложные композиции, вплетаясь друг в друга. Верится, что магичность такого рода знаков не исчезла. Роспись керамики и стенопись древних людей имели ритуальное значение, их образы воплощали представление о таинственности мира. Мир и теперь не раскрывает своих тайн, и этим объясняется то, что художники продолжают вдохновляться старыми образцами, их актуализируя. Мастер не просто повторяет их, но желает и зрителю передать тот душевный трепет, который они вызывают. Он шаманствует, священнодействует, приобщает, покоряет. Активное, воздействующее искусство…».
Турчин Валерий Стефанович (1941–2015), д-р искусствоведения, академик Российской академии художеств,
председатель специализированного диссертационного совета по искусствоведению при МГУ,
член редколлегии журнала «Культура и искусство» (издание Института культурологии, Москва)

«Творческая эволюция Марины Колотвиной отражена в сборнике ее стихов «Лижет руки мне ветер времени». От незамысловатых, слегка наивных текстов она приходит к более сложно устроенным, не теряя при этом своей непосредственности, открытого и незамутненного взгляда на мир. Будучи зрелым автором, Марина обладает достаточно широким инструментарием, позволяющим при минимальном вмешательстве в русло живой речи обрамить ее рамкой стиха и наполнить эту рамку воздухом, слова в котором, свободно перемещаясь, выстраиваются в неожиданные и одновременно узнаваемые сюжеты. В наибольшей степени Марине Колотвиной удается свободный стих, а это, возможно, самая сложная форма поэтического высказывания. Овладев техникой свободного стиха, автор может позволить себе включать в тексты фрагменты, написанные в более традиционных размерах, и каждый такой фрагмент обладает силой гораздо большей, нежели написанный в русле традиционной силлаботоники, где он – в силу ее инерционности – легче теряется…».
Метельков Антон Сергеевич, член Союз писателей России,
канд. историч. наук, куратор культурной программы
фестивалей «Книжная Сибирь» и «Белое пятно»

«Год от года чувство Слова в Марине проявляло себя «по нарастающей». И всегда при этом обращение со Словом – как будто тет-а-тет. Абсолютное доверие Слову, которое проявляется даже в экспериментировании с ним… А ещё – открытая исповедальность, абсолютное доверие читателю. И при этом – никакой дидактической назидательности, даже в строчках, которые афористичны (и даже в верлибрах)…».
Денисенко Сергей Павлович, член Союза российских писателей,
Союза театральных деятелей России, Союза журналистов России
Цитаты:
«Знаю ли я сама ответ на вопрос: что есть это Нечто, введенное мной, через меня или сквозь меня в этот мир, пусть не «плоть от плоти моей», но уж безусловно «дух от духа моего», что, на мой взгляд, куда как существеннее? «Творение рук человеческих», всего лишь, но что есть «человек», и человек ли я лично на самом деле? Если Человек это «по образу и подобию Божьему», то сама способность творить – его основное свойство, и тогда этот Мир каждый свой миг переживает и первый, и последний (и все остальные тоже…) день Творения, день своего Со-Творения. Мир-Перекресток, где пересекаются пути столь разнообразных существ, и можно ли отказать им в праве нести в себе Жизнь, быть Живыми, на основании лишь того, что они либо «не дышат», либо «не питаются», либо «не размножаются».
Марина Колотвина (Из буклета к выставке
в театре «Школа драматического искусства», 2002)

«Для нас картина – магический инструмент, ключ, который силой своего воздействия на восприятие способен открыть для зрителя двери в неведомое».
Марина Колотвина (Из интервью для журнала «Самый Сок»)


Библиография / Калашников Н.Н.



Дополнительная информация:
Видео:

С. С. Ерофеев, ред. Е. Э. Протопопова, июль 2023
Просмотров: 1449