Проект «Родина Кузбасс: 300 лет в истории России» публикует рецензии, присланные на конкурс «Главная книга о Кузбассе». Цель конкурса: к празднованию 300-летия открытия каменного угля на территории современного Кузбасса сформировать топ-лист популярных изданий самых разных отраслей знания, посвященных Кемеровской области.
Н. И. Якушин в течение шести лет заведовал кафедрой русской и зарубежной литературы в Новокузнецком педагогическом институте. Может, это и побудило его не просто исследовать жизнь и творчество Ф.М. Достоевского, но остановиться на самом тяжелом периоде жизни великого писателя?
«.. поставил своей задачей осветить сибирский период жизни и литературной деятельности Ф. М. Достоевского, проследить развитие его взглядов и охарактеризовать произведения, написанные им в Сибири» – пишет Н. Якушин в предисловии. Он отмечает, что предыдущие исследователи не уделяют этому периоду достаточного внимания.
В конце книги Н. Якушина есть примечания, в которых он ссылается на документы, источники информации, которые использовал при работе над произведением.
Книга «Достоевский в Сибири» была издана лишь однажды – в 1960 году, в Кемеровском книжном издательстве. Возможно, читателей 21 века удивит взгляд на творчество великого писателя «с позиций марксистско-ленинской науки о литературе». Но в середине 20 века идеологический подход считался обязательным в любой науке и в каждой отрасли знаний.
Повествование захватывает читателя с первой же страницы. Деятельность кружка Петрашевского, следствие по делу, арест Достоевского, пребывание в крепости – описаны ярко, образно, живо.
Известно, что петрашевцев приговорили и подготовили к расстрелу, но тут же зачитали указ о помиловании. Было ли это милостью? Достоевского ожидали 4 года каторжных работ, затем – солдатская служба. «Лучше бы расстреляли» воскликнул один из петрашевцев.
После 9 месяцев одиночного заключения Достоевский ждал живого человеческого общения.
«Подле меня будут люди – говорил он – а быть человеком между людьми … не унывать и не пасть – вот в чем жизнь, в чем задача ее».
Что из того, что эти люди – арестанты? Это – его товарищи по несчастью; это – тот самый русский народ, которому Достоевский всегда сопереживал, ради освобождения которого и вступал в кружок революционеров-демократов.
На каторге царили свои законы, процветали грубые нравы и обычаи. В Омском остроге отбывали наказание представители всех сословий и разных национальностей. У каждого заключенного – своя история. Среди профессиональных воров и убийц встречались борцы за правду или безвинные страдальцы, обвиненные по ошибке. Всех их сближало только одно: непримиримая ненависть к дворянству.
То, что политические заключенные попали в тюрьму за стремление помочь простым людям, для остальных арестантов не имело никакого значения. Достоевский думал о том, что ни он сам, ни Белинский, ни Петрашевский, не знают своего народа, не понимают его надежд и чаяний. Значит, вся борьба за революционное переустройство общества бесполезна.
Как же преодолеть пропасть между народными массами и образованной частью общества? Постепенно Достоевский пришел к выводу, что надо не просвещать народ, а учиться у него. Причем учиться всему, чем отличается народное сознание: религиозности, старинным обычаям, предрассудкам. По мнению писателя, необходимо выработать некий синтез, объединяющий образование и исконно «почвенное» начало. Так, в Омском остроге, у Достоевского зародилась теория «почвенничества», которую Н. И. Якушин называет «глубоко реакционной».
Писатель никогда не изменял своим религиозным убеждениям: в Петербурге он не мог согласиться с атеизмом Белинского и Петрашевского. А в годы заключения Достоевский заново перечитал и переосмыслил Евангелие.
Он пишет: «Если бы мне доказали, что Христос вне истины … мне хотелось бы остаться с Христом, нежели с истиной».
Русский писатель идеализировал православие, отрицал догмы католицизма. Не это ли стало причиной отчуждения между Достоевским и ссыльными поляками – такими же революционными интеллигентами? Писатель видел не только их ненависть к царизму, но и пренебрежение к русскому народу и не хотел уподобляться «ясновельможной шляхте».
Кроме религиозных и философских исканий, Достоевского занимали чисто художественные поиски, сбор материала для книг, которые он надеялся когда-нибудь написать. Друзья передали ему в острог бумагу и карандаши; писатель приступил к работе над «Сибирской тетрадью», которая послужила основой для создания повести «Записки из мертвого дома». Н. И. Якушин утверждает, что работа над «тетрадью» началась именно в остроге, то есть с 1850 по 1854 год.
«Сколько вынес с каторги народных типов, характеров!.. На целые томы достанет», - вспоминал впоследствии Ф. М. Достоевский.
Конечно, ссыльнокаторжного Федора Достоевского никто не освобождал от тяжелого физического труда. В книге «Достоевский в Сибири» есть подробное описание острожного быта, распорядка, и работы, которой ежедневно занимались заключенные.
После острога Ф. М. Достоевский отправился в Семипалатинск; он был зачислен в линейный батальон – рядовым солдатом.
«В солдатский шинели я такой же пленник, как и прежде», –писал он. А в казарме, как и на каторге, у каждого человека – своя история, своя жизнь, свое горе.
Несмотря на внешнюю замкнутость, Достоевский никогда не был человеком равнодушным, его душа была открыта всему доброму и светлому. В Сибири он познакомился с замечательными людьми. Еще в Тобольске состоялась памятная встреча с декабристами и их женами. Ж.А. Муравьева, П.А. Анненкова, Н.Д. Фонвизина, помогали, чем могли, всем политическим заключенным.
Они «заботились о нас, как о родне», – вспоминал потом Достоевский, и еще: «Они всем пожертвовали ради высочайшего нравственного долга».
Дружеские отношения сложились у Достоевского с окружным прокурором Семипалатинска бароном А. Е. Врангелем. Нашлись общие интересы у русского писателя и казахского просветителя Чокана Валиханова.
Судьбоносной оказалась для Достоевского встреча с Марией Дмитриевной Исаевой: для писателя это была запоздалая, трудная и мучительная любовь.
Поначалу он испытывал чувство вины, потому что Мария Дмитриевна была замужней женщиной. После супруги Исаевы уехали в Кузнецк, там Мария Дмитриевна овдовела. Федор Михайлович тяжело переживал разлуку, очень беспокоился о судьбе любимой. Не миновала Достоевского и жгучая ревность: соперником великого писателя стал скромный кузнецкий учитель Николай Вергунов.
Но благородство и великодушие побеждали темные чувства: «Она не должна страдать» … «Ее счастье мне дороже моего собственного», - писал Достоевский своим друзьям в это мучительное для него время.
Федор Михайлович приложил немало усилий, чтобы его венчание с Марией Исаевой все-таки состоялось. В книге Н. Якушкина приводится запись из метрической книги Одигитриевской церкви города Кузнецка.
Был ли брак счастливым? Об этом пишут все исследователи жизни и творчества Достоевского, каждый выдвигает свою версию.
Последние страницы рассказывают о возвращении Федора Михайловича Достоевского из сибирской ссылки. О чем он думал, пересекая границу между Европой и Азией, считал ли он потерянными, вычеркнутыми из жизни 10 лет невольного пребывания в Сибири?
Наверное нет, если через много лет написал старому другу А.Е. Врангелю: «Поговорим о старом, когда было так хорошо, о Сибири, которая мне теперь милее стала».
Книга Николая Ивановича Якушина «Достоевский в Сибири» стала уже библиографической редкостью, но ее экземпляры есть в МБУ «МИБС» Новокузнецка.
Книгу можно заказать во всех библиотеках МИБС через электронный каталог библиотеки, или просто прийти в библиотеку, которая находится в вашем районе города.
Н. М. Струц (ведущий библиотекарь абонемента), май 2021