Главная   \   Фотоальбом   \   Экскурсионное бюро Новокузнецка   \   Пожарный автомобиль АЦ-30 ГАЗ-53. Из истории пожарной охраны Кузнецка-Новокузнецка

Фотоальбом

Пожарный автомобиль АЦ-30 ГАЗ-53. Из истории пожарной охраны Кузнецка-Новокузнецка

Профессия пожарного всегда сопряжена с риском, мужеством и самоотверженностью. Экстремальные условия труда требуют от них не только профессиональной, но и психологической подготовки. Труд пожарного очень почётен и социально значим.
 
Эта профессия, без которой людям никак не обойтись, зародилась в Кузнецке 206 лет назад, после того как в 1818 году Александр I подписал указ с повелением иметь в каждом городе империи «брандмейстера и при нём два ученика, знающих починку и обращение с машинами». Тогда в уездном городе Кузнецке и отстроили пожарный покой – здание с каменным фундаментом и кирпичным цоколем. В распоряжении первых профессиональных огнеборцев находились повозка, запряжённая двумя лошадьми, и водозаборная труба. Первичные средства борьбы с огнём были примитивны: ручной насос, бочка с водой, крюки, топоры и багры.
 
После череды сильных пожаров, в 1835 году кузнечане решили создать добровольную пожарную дружину, которую содержали на средства от сбора застрахованного имущества и на пожертвования меценатов. В 1848 году, когда в городах России были учреждены обывательские караулы, нести караульную службу стали все жители Кузнецка без исключения, следил за отбыванием очереди пожарный староста. К концу XIX века на улице Большой (ныне – улица Достоевского) была построена пожарная часть (1877 год), которая имела в своём распоряжении 18 человек личного состава и 18 лошадей.
Улица Достоевского, 1910 год. Из архива НКМ
 
К 1922 году в Кузнецке в пожарную команду входили 15 человек и 12 строевых лошадей. Поддерживать командный дух борцов с огнём была призвана отдельная музыкальная команда, созданная осенью 1918 года.
 
26 апреля 1932 года в соответствии с приказом ОГПУ СССР № 1146 были утверждены штаты пожарной охраны КМК и города: в штате Кузнецкого металлургического комбината числилось 122 человека, города – 32 пожарных, один автоход и три лошади. В 1935 году была создана городская пожарная команда, которая осуществляла безопасность города и близлежащих сёл. В мае 1932 года в Ново-Кузнецке начали действовать правила пожарной безопасности, в 1934 году было принято новое постановление – «О противопожарных мероприятиях».
 
Первые машины появились у пожарных нашего города в 1931-1932 годах. В числе первых специализированных машин для огнеборцев на Кузнецкстрой прибыла немецкая автомеханическая лестница «Магирус», служившая пожарным более 20 лет. Но основу автопарка в то время составляли отечественные автомобили: Амо-Ф-15, ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ЗИС-21.
 

Самым именитым пожарным в истории Новокузнецка является полный кавалер Ордена Славы, участник Парада Победы 1945 года, почетный гражданин города Новокузнецка Алексей Прокопьевич Быков, пришедший в пожарную охрану в апреле 1948 и отдавший этому жизненно необходимому городу делу 35 лет.
 
Сегодня люди такой важной профессии, как «пожарный», увековечены в Новокузнецке особым памятником – пожарным автомобилем.
 

 

Памятник «Пожарный автомобиль АЦ-30 ГАЗ-53»
 
Местоположение: проспект Пионерский, 3 (на карте).
 
Открыт: 28 апреля 2014 года (постамент – 2019 год).
 
В 2014 году Россия отмечала 365-ю годовщину образования отечественной пожарной охраны. Этот факт в Новокузнецке отметили памятником «Пожарный автомобиль АЦ-30 ГАЗ-53», который установили возле здания управления 11-го пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Кемеровской области.
 
В здании, около которого стоит автомобиль, с 1980 года всегда располагался городской пожарный отряд, менялись только его официальные наименования. С 1980-ых годов организация именовалась Отделом пожарной охраны УВД Новокузнецкого горисполкома. В январе 1992 года стала Отрядом военизированной пожарной охраны № 8 Поисковой аварийно-спасательной службы УВД Администрации Кемеровской области, а в августе 1993 года была переименована в Отряд № 11 профессиональной аварийно-спасательной службы УВД Администрации Кемеровской области, с 1 декабря 1993 года – в Отряд государственной противопожарной службы №11 Управления государственной противопожарной службы УВД Администрации Кемеровской области. Чуть позже стала именоваться ФГКУ «11 отряд ФПС по Кемеровской области», а 1 января 2020 года получила нынешнее название.
 
Первый экземпляр Пожарного автомобиля АЦ-30 ГАЗ-53, такого как стоит в Новокузнецке, собрали в 1965 году на Грабовском заводе противопожарного оборудования, а серийное производство машины началось в 1968 году и продолжалось до 1993 года. Боевой расчёт этой машины составлял 5 человек вместе с водителем. На крыше между двумя синими «мигалками» есть два громкоговорителя. 

Автоцистерна на базе ГАЗ-53, ставшая достопримечательностью проспекта Пионерский, была выпущена в 1976 году. Отслужив верой и правдой тридцать лет в городе Осинники, в 2004 году автомобиль перестал эксплуатироваться, доживая век в одном из гаражей. Спустя десять лет новокузнецкие пожарные по ходатайству начальника ГУ МЧС России по Кемеровской области Александра Мамонтова перевели автомобиль в Новокузнецкий гарнизон и своими силами отреставрировали машину, дав ей вторую жизнь в виде памятника, единственного такого в Кузбассе. 

Памятная табличка под машиной гласит: «Памятник пожарному автомобилю в честь 365-годовщины образования Пожарной охраны России. г. Новокузнецк 30 апреля 2014 года».
 
Пожарная машина сегодня стоит на каменном постаменте, который соорудили через пять лет после установки самого памятного объекта – в 2019 году. Тогда же обновили номер на машине. Теперь на нём написано: Пожарной охране России – 370 лет».

 

Дополнительная информация

 

 


Е. Э. Протопопова, член Союза журналистов,
июль 2024
Фото: А. Завора и А. Шпрингер