Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Производственники и новаторы   \   Самсонова Зоя Всеволодовна

Знаменитые новокузнечане

Первая в Кузбассе женщина-шахтостроитель - полный кавалер знака «Шахтёрская слава»

Зоя Всеволодовна Самсонова родилась в 1910 г. в семье скромного священнослужителя Всеволода Самсонова и бывшей гимназистки Марии Пешковой в городе Мариинске Томской губернии. Кроме Зои в семье было еще четверо детей. После революции Самсоновы переехали в Кузнецк. Зоя росла красивой и здоровой девочкой. Училась в школе-девятилетке. Обучение тогда было бригадное: если представитель бригады отвечал плохо, всем ставили «плохо». Окончив школу, в 1928 г. Зоя поступила в Томский строительный техникум. После окончания учебы в мае 1931 г. вернулась в Кузнецк, где разворачивалось воспетое поэтом строительство Кузнецкстроя, и стала десятником, получила первое ответственное поручение – асфальтировать дорогу по улице Тельбесская. Эта улица стала для Зои рабочим крещением, после её называли не иначе, как «Зойкина дорога». Вскоре вышла замуж. В 1932 г. у неё родился сын Арнольд. Второго сына, появившегося на свет в 1937 г., назвали Аскольдом. Жили поначалу в бараке. Немного помогали родные дядьки по матери Пётр и Илья Пешковы. Пётр служил землеустроителем, именно он отвёл землю под кладбище в окрестностях Кузнецкой крепости. И так случилось, что он и был первым, кто был похоронен на этом кладбище, на котором потом нашёл последнее пристанище и сын Зои Самсоновой Аскольд.
Зоя Всеволодовна сорок лет строила автомобильные дороги в Кузбассе. За шоссе Междуреченск-Сталинск она была удостоена ордена Ленина, во время войны получила Красную Звезду за подвод высоковольтной линии к военному заводу. Орден ей вручили в Кремле. Генералы удивлялись: «Что за баба, вроде не военная, а орден дают военный...». О Зое Всеволодовне всегда говорили как о знающем специалисте. Она стремилась во что бы то ни стало добиться такого результата, за который не будет стыдно. Все, кто знал Зою Всеволодовну, говорили, что судьба оберегает эту женщину от бед и потерь (в разгул массовых репрессий 1937 г. она чудом избежала ареста). О том, что ей вменяли шпионскую деятельность в пользу Японии, узнала в 1954 г., когда началась массовая реабилитация жертв политических репрессий. При всей своей жесткой строгости и требовательности, к людям Зоя Всеволодовна относилась по-доброму и с пониманием, большинство своих рабочих знала по имени-отчеству, интересовалась их социально-бытовыми проблемами.
Накануне Великой Отечественной войны Зоя Самсонова была назначена начальником участка СУ-10 треста «Сталинскпромстрой». Провожая мужа на фронт, попросила об одном: «Вернись к нам живым». Он воевал, а она строила дороги и площадки для эвакуированных заводов: ферросплавного, алюминиевого, машиностроительного. Закончилась война, пришел с фронта муж, и снова счастье поселилось в доме Самсоновых.
В это время дорог в Кузбассе почти не было. Связь осуществлялась только железнодорожным транспортом. Поэтому сразу же после войны встал вопрос о форсированном строительстве автомобильных дорог в области. Для этой цели в 1947 г. в объединении «Главкузбассшахтострой» (реорганизованном в 1951 г. в комбинат «Кузбассшахтстрой») был сформирован трест «Кузбасспромдорстрой». Управляющей трестом назначили Зою Всеволодовну. Перед ней поставили задачу: сосредоточив необходимую технику и опытных специалистов, в короткий срок развернуть работы по всему Кузнецкому бассейну, соединив магистралями крупные города и районные центры области. Организовав работу треста, З. В. Самсонова руководила им целых 23 года. За это время коллективом построено около четырех тысяч километров дорог с асфальтовым покрытием, более 500 км железнодорожных путей и десятки водопропускных сооружений. Когда в 60-х годах началось строительство Запсиба, она как истинный патриот Новокузнецка направляла на строительство первой домны лучшую технику и самых опытных рабочих треста. Благодаря З. В. Самсоновой был разработан трамвайный маршрут Кузнецк – Абашево. За годы её руководства трестом ни в одном из 13-ти подразделений не было случаев злоупотребления или воровства. От рассвета до заката Самсонову можно было видеть то среди изыскателей, то склонившейся над планшетом с картой местности и проверявшей вычисления и расчеты, то с топором, вырубающей кустарник... Посмеиваясь над трудностями, она не позволяла людям расслабляться.

На заслуженный отдых Зоя Самсонова ушла в звании «горного генерального директора III ранга», что по тогдашней табели о рангах соответствовало воинскому званию генерал-майора. Женщиной из легенды называют Зою Всеволодовну Самсонову. Была требовательна к себе и подчинённым. Успешно совмещала производственную и общественную деятельность с рационализаторской. В народных легендах она осталась генеральшей, создавшей пятитысячный коллектив практически на голом месте.
З. В. Самсонова принимала активное участие в жизни города и области. Её много раз избирали депутатом Горсовета, членом обкома КПСС. В 1961 г. она участвовала в работе XXII съезда КПСС.
За многолетний добросовестный труд З. В. Самсонова была награждёна орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. Ей присвоено звание «Заслуженный строитель РСФСР». Она первая в Кузбассе женщина-шахтостроитель, полный кавалер знака «Шахтёрская слава».
Звание «Почётный гражданин города Новокузнецка» присвоено З. В. Самсоновой 23 апреля 1970 г. (решение исполкома горсовета народных депутатов № 158 от 23.04.1970 г.).
Главным инженером у Самсоновой был Валентин Брухнов, будущий министр автомобильных дорог РСФСР. Много раз он приезжал в гости к Зое в Калинин, куда она перебралась вместе с сыном Арнольдом в 1975 г., через пять лет после выхода на пенсию. Её муж Борис Владимирович Мясников умер в 1966 г. Он был начальником теплотехнической лаборатории Кузнецкого металлургического комбината.
Зоя Всеволодовна умерла 17 декабря 1992 г., похоронена в деревне Свердлове Конаковского района Тверской области на высоком берегу Волги. Всю жизнь она строила дороги, но попросила похоронить её вдали от дорог. З. В. Самсонова была удивительным человеком. И жизнь её так же ярка и удивительна. Выбрав дорогу своей жизни, она прошла её до конца, оставив следующим поколениям свои дела: дороги, построенные ею, служат нам и сегодня.
Е. Э. Протопопова (составитель), 2015