Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Деятели культуры   \   Барадулина (Портная) Валентина Васильевна

Знаменитые новокузнечане

Барадулина (Портная) Валентина  Васильевна Барадулина В. В. Барадулина В. В. Барадулина В. В. Барадулина В. В. Барадулина (Портная) Валентина  Васильевна Барадулина В. В. Барадулина В. В.

Барадулина (Портная) Валентина Васильевна

16.09.1936 г. - Дата пропажи при неустановленных обстоятельствах - 15.06.2012 г.
Просмотров: 64

Солистка Народного театра балета. Первой в Кузбассе
удостоена звания «
Заслуженный работник культуры РСФСР» (1965)


Родилась Валентина Васильевна 16 сентября 1936 года в городе Сталинске (ныне Новокузнецк). Детство её пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы. Как у многих, на ее долю выпало немало горьких и непосильных жизненных ситуаций. Но не ожесточилась Валя, выросла сердечной и душевной.
Родители никакого отношения к балетному искусству не имели. Ее отец, Василий Савельевич Портной, был специалистом по оборудованию в механическом цехе КМК, слыл мастером «золотые руки».

Окончила семь классов средней школы № 11, затем педагогическое училище (1951-1955). После окончания училища до 1963 года работала учителем начальных классов в школе № 70, а затем перешла на работу в дошкольное педагогическое училище № 2 преподавателем ритмики.

С 1971 по 1976 годы работала балетмейстером в Доме пионеров Орджоникидзевского района, в 1976-1993 годах – в детском отделе Дворца культуры металлургов Кузнецкого металлургического комбината. С 1993 года работала в школе-интернате № 74 преподавателем хореографии.

Когда-то в кинотеатре Валя увидела на экране, как «девушки-лебеди проплыли, плавно помахивая руками-крыльями», они-то и унесли её покой. Не тогда ли плясунья школьного кружка стала мечтать о балете?
В 1952 году, увидев одно из объявлений, расклеенных по городу, приглашавших молодёжь в хореографический кружок, Валя пришла на просмотр в клуб Строителей «Сталинскпромстроя». Кружком руководила Вера Федоровна Павлова, бывшая солистка Новосибирского театра оперы и балета. «Что ты умеешь делать? – спросила Вера Федоровна Валю». «Плясать русскую…» - и Валентина плавно прошлась по кругу, разведя в стороны руки. Услышала смешки ребят, но была принята. С тех пор начинающая балерина не пропустила ни одного занятия. И всегда следовала наставлению своего педагога: «Труд, труд и труд, – вот что приносит успех».

Много лет подряд Вера Федоровна начинала свои занятия с чтения книг и публикаций в прессе о балете, с изучения правил хорошего тона, считая, что культура исполнения сильна культурой исполнителя. Валентина все впитывала, как губка, и всю жизнь следовала этим рекомендациям. Много читала, открывая для себя притягательную силу искусства. Музыку не просто слушала, а вслушивалась в неё. И задолго до занятий была у станка.

Первые три года танцевала характерные танцы, счищающие с неё налет бравады лихой плясуньи.

Дебютным танцем на сцене стал «Школьный вальс» Дунаевского. Была в нём чистота и свежесть, юный задор и застенчивая обаятельность. Закрепила лиричность исполнения «Ноктюрном» Шопена. Дальше –
работа над новым танцем «Пиццикато», сложным в техническом исполнении: на пальцах, шаг быстрый и мелкий.
Она все чаще выходила на сцену, сначала в массовках, потом на первой линии. Её естественное и неутолимое желание танцевать, её одержимость изумляли. Она могла легко переходить от характерного танца к классическому, и наоборот. Дар перевоплощения закреплялся, оттачивался. Она уже танцевала «Вальс цветов» из балета «Копеллия» Л. Делиба, «Танец вечерних часов» из балетной сюиты оперы «Джоконды» А. Понкьелли, Адажио и Вальс из первого акта «Лебединого озера» П. Чайковского, «Вальпургиеву ночь» Ш. Гуно.

Свое искусство, вместе с хореографическим коллективом показывала на разных площадках города и близлежащих сел. Через некоторое время услышала первую профессиональную оценку своего творчества на смотре в Новосибирске. На той самой сцене, на которой танцевала когда-то Вера Федоровна Павлова. Валентина выдержала профессиональное испытание. И на пленке, снятой Новосибирской кинохроникой, она выглядит спокойно и уверенно.

Наконец появился полноценный балет « Баядерка» Л. Минкуса, где у Валентины была главная роль. Восточная экзотика, красочность, яркость, воплощение характера и первая игра в сочетании с танцем. Никия в исполнении Валентины поразила зрителей. Восточный стиль, пластика, характер героини, любящей смело и безгранично – ей все удалось. В исполнении партии Никии соединились великолепная техничность и душевные качества В. Барадулиной. Сцена смерти Никии всегда вызывала слёзы в зале. Спектакль «Баядерка» стал значительным культурным событием города. Слава о Новокузнецком балете быстро вышла за пределы области. О Валентине часто писали в прессе, фотографировали.

И вот – приглашение в Москву. Зрителей Кремлевского театра спектакль «Баядерка» покорил. А знаменитую балерину Лепешинскую насторожил: «Ну, уж если самодеятельность берется за классику…». Потом Барадулина не единожды танцевала в Москве. Валентина вихрем летала по сцене Колонного зала в «Вальпургиевой ночи», до крови стирая пальцы. И Лепешинская смотрела на Валю ласково и серьезно.
Большого совершенства, и, как следствие, успеха, Валентина Васильевна достигла в роли Заремы в хореографической поэме «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева. Увидела и показала в танце цельность любви Заремы, глубину её чувства. Она наделила героиню красотой своей души. Сама невероятно красивая от природы, с большими выразительными серыми глазами, Валентина танцевала эту партию мягко и в то же время с темпераментом. На одном из концертов, увидев её выступление, певица Людмила Зыкина написала Вале в программке: «Красивой девушке. Л. Зыкина»

В 1956 году Валентина Барадулина танцевала сольные партии на Всесоюзном смотре в Москве, который проходил в Колонном зале Дома Союзов. Она была награждена дипломом «Лучший исполнитель художественной самодеятельности». В 1957 году выступила на конкурсе солистов-исполнителей к XI Всемирному фестивалю молодежи среди профессиональных артистов балета, который проходил в Москве.
Первые зарубежные гастроли прошли в Норвегии. Прогуливаясь по осеннему Осло, Валентина была счастлива и беззаботна. На сцене восторженность приезжей уступила сосредоточенности балерины. «Ноктюрн» Ф. Листа. Валентина передала тончайшее движение души посредством классических движений танца. Зрители благодарны, они долго не отпускали её со сцены.

В Польше она со своим партнером Василием Тарасовым танцевала «Вальс» Ф. Шопена. Страшно волновалась. Валя не знала, какой он для поляков, их Шопен. Она знала, какой он для неё. Танцевать пришлось прямо на заводе, на асфальтированной площадке. Рабочие окружили площадку плотным кольцом и затихли. Когда она танцевала для них, то не просто «рассказала» «Вальс», а поделилась с ними своей затаённой радостью, своим скрытым счастьем танцевать. Это был гимн любви! «Мало, мало!» - кричали рабочие по-русски. Поляки приняли своего Шопена таким, каким его почувствовали Валентина и Василий.

Бесконечные переезды, выступления в шахтёрских поселках, гастроли в Австрии - в Вене и Линце, в Венгрии. Везде успех, восхищение, овации и … сомнение, недоверие. «Неужели не профессионалы?». Зрители за рубежом не знали, что в городе, где выросла и живет Валентина, нет ни профессионального театра оперы и балета, ни театра оперетты. Когда узнавали, что она по профессии учительница, восхищались ещё больше, рассказывая, что у них такого нет.

Заслуженный артист РСФСР Владимир Алексеевич Преображенский, в прошлом солист Большого театра, который готовил Валентину и Василия к заграничной поездке, говорил, что они – одна из лучших классических пар среди самодеятельности.

В. Барадулина исполняла « Танец водяных рукавов» из балета «Волшебный фонарь лотоса» Ч. Сяоху, « «Вальс» Б. Мошкова, фрагменты из «Ивана Сусанина» М. Глинки, «Князя Игоря» А. Бородина, «Фауста» Ш. Гуно, «Дон Кихота» Л. Минкуса. Исполняла партию Любки Шевцовой в балете Ж. Зориной «Подвиг». И всегда одухотворённость, поэтизация всего, к чему она прикасается, сопутствовали Барадулиной.

В 1965 году Валентине Васильевне Бородулиной первой в Кузбассе присвоили звание Заслуженный работник культуры РСФСР. Это мало что изменило в её жизни. Она по-прежнему репетировала, танцевала, позже сама стала обучать маленьких балерин, передавая им своё мастерство.

Валентина Васильевна всегда знала и понимала: чтобы заниматься в свободное от основной работы время балетом, надо иметь много сил. И духовных, и физических. И любить балет. Беззаветно и бескорыстно. Она обладала этими качествами в полной мере. Неведомы ей были праздность и лёгкий успех. Концерты её не утомляли. В них она черпала силы. Для неё было счастьем передать сотням и тысячам людей то, что сама постигла и открыла для себя. Она знала наизусть все партии, но могла часами отрабатывать одно единственное движение. Все, кто знал и работал с Валентиной, вспоминают о ней, как о трудолюбивом и увлеченном человеке.
«Когда танцуешь с Валей, она заражает своей энергией, темпераментом, улыбкой, взглядом. С ней нельзя танцевать плохо», - так говорил один из её партнеров.

«Нет ничего прекраснее, чем балет, но нет ничего тяжелее, чем труд балерины», - говорила сама танцовщица.

15 июня 2012 года Валентина Васильевна ушла в лес и пропала.

Награды: бронзовая медаль ВДНХ (1962), диплом лауреата Всероссийского смотра художественной самодеятельности (1967), медаль «За доблестный труд» (1970); диплом Государственного академического ансамбля народного танца Союза СССР (1985).

В Новокузнецком краеведческом музее хранится экспонат – пуанты В. Барадулиной. В 1981 году новокузнецким скульптором А. Ф. Смоляниновым был выполнен скульптурный портрет Валентины Барадулиной.

Её танец вдохновлял и поэтов:

Ворвётся в зал восторг и восхищенье,
Мы красотой покорены в тот миг,
И дышит необычным вдохновеньем
Их танца покоряющий язык.
Трепещет мир движенья ярких красок,
В котором царствуют Портная и Тарасов.


Источник информации:
На крыльях танца / Т. Шатская. – Кемерово : Кемеровское книжное издательство, 1965. – 25 с. – (Люди земли Кузнецкой).


Дополнительные материалы

  • [Воспоминания] / [В. В. Барадулина] // Новокузнецк, 60-80 годы : воспоминания. – Новокузнецк, 2005. – С. 172-175.
  • «Не разучусь волноваться» / В. Мелих // Кузнецкий рабочий. – 1971. – 27 марта. – С. 3.
  • «Нет ничего прекраснее, чем балет...» / Д. Прудько // Новокузнецк. – 2009. – 29 сентября. – С. 4.
  • «Это редкий самородок» / С. Михайлов // Кузнецкий рабочий. – 2014. – 5 августа. – С. 3.
  • Барадулина Валентина Васильевна // Кто есть кто в Новокузнецке. – Новокузнецк, 1997. – С. 77.
  • Борадулина Валентина Васильевна / И. Л. Курочкин // Ветераны культуры Кузбасса / И. Л. Курочкин. – Кемерово, 2010. – С. 158-160.
  • Бородулина Валентина Васильевна / [Новокузнецкий краеведческий музей]. – Новокузнецк, 2015. – 1 с. – Документ не опубликован.
  • Валентина Барадулина: «Я больше учитель, нежели балерина» / [записала М. Кузнецова] // Кузнецкие вести. – 1999. – 22 октября. – С. 4.
  • Вечно молодое искусство балета / Л. Тарабара // Металлург. – 1976. – 9 декабря. – С. 3.
  • История клубов Кузбасса / Виктор Владимирович Туев. - Кемерово, 1996. – С. 199.
  • История сталинской Золушки / Инна Ким // NK-TV : [сайт]. – 2016. – 19 декабря. – URL: (дата обращения 27.11.2019).
  • На «острие» танца / Татьяна Шипилова // Кузнецкий рабочий. – 2002. – 7 сентября. – С. 7.
  • О присвоении Почетного звания заслуженного работника культуры РСФСР Барадулиной В. В. : указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 сентября 1965 г. // Кузнецкий рабочий. – 1965. – 21 сентября. – С. 1.
  • Первая балерина / Г. Семенова // Кузнецкий рабочий. – 1981. – 22 мая.
Н. Н. Иващенко, Е. Э. Протопопова (составители), ноябрь 2019
Видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео