Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Деятели культуры   \   Шубарин Владимир Александрович

Знаменитые новокузнечане

Шубарин Владимир Александрович Шубарин Владимир Александрович Шубарин Владимир Александрович Шубарин Владимир Александрович В. Шубарин Шубарин Владимир Александрович Кадр из фильма А. Пугачева, В. Шубарин Шубарин Владимир Александрович Шубарин Владимир Александрович Памятник на могиле В. Шубарина

Шубарин Владимир Александрович

23.12.1934 г. - 16.04.2002 г.
Награды, звания: Заслуженные артисты РСФСР
Просмотров: 927

Советский эстрадный танцовщик.
Заслуженный артист РСФСР (1960)


Владимир Александрович Шубарин родился в городе Сталинабад (Душанбе, Таджикистан). Отец был кадровым военным - офицером связи НКВД, мать работала телефонисткой. Владимир, вспоминая о детстве, писал, что у них в комнате офицерского барака стоял пулемет (басмачи «пошаливали»). Полк сменил дислокацию, и семья Шубариных оказалась сначала в Омске, а через полгода в Сталинске (Новокузнецке). Поселились они в военном городке на Нижней колонии. Уже в Сталинске родилась сестра. В 1943 году глава семьи пропал без вести под Сталинградом.
Танцевать Володя начал раньше, чем ходить. В пять лет уже читал газеты. Семьи в командирском бараке жили дружно, вместе слушали пластинки Клавдии Шульженко, Леонида Утесова в исполнении Володи Шубарина. Он пел «Утомленное солнце», а танцевал то кукарачу, то «Рио-Риту», вызывая всеобщее веселье.
Когда в военный городок прибыло Виленское пехотное училище, у Володи появился первый учитель по танцам - курсант Сергей Гаврилюк, который имел хореографические навыки.
Володя учился в школе № 41, был отличником и при этом лидером дворовых мальчишек. Азам дворовой драки его учил юный Владимир Манеев – будущий призер Олимпийских игр. Юный Шубарин занимался различными видами спорта – гимнастикой, боксом, лыжами, футболом. И не мог жить без танцев. В городе его прозвали «маленьким чудом».
Когда Владимир получил приглашение от Евгении Ильиничны Литвиновой на просмотр в Клубе строителей, на его смотрины пришёл весь коллектив художественной самодеятельности. Во Дворце культуры Шубарин впервые услышал джаз, стал изучать степ: «Куда я попал?! Джаз-банд и классическое пение, народные и классические танцы, драматические монологи, скетчи и спектакли – всё это окружило меня, восхитило и взяло в плен» (Танцы с барьерами. Москва, 2007).
Танцевал Владимир много, однажды на выборах дали за один день 16 концертов. А в каждом концерте у Владимира было по несколько номеров. Его труд был оценен: мальчик получил столько талонов на одежду, что одел и мать, и сестру.
Шубарин учился в Кузнецком металлургическом техникуме. Уже на втором курсе времени на учебу стало не хватать. В декабре 1950 года, сдав в экзамены на отлично, шестнадцатилетний Владимир Шубарин уехал в Москву. Там и начался тернистый путь в большое искусство сибирского самородка Владимира Шубарина.

Хореографические успехи Владимира Шубарина были настолько значительны, что в 1951 году он был принят в танцевальную группу хора имени Пятницкого, где вскоре стал солистом.
С 1954 года Владимир Шубарин проходил военную службу в армейских ансамблях, где осваивал технику русских и военных плясок. Владимир Шубарин изучал также классический танец, занимался у педагога Г. Фарманянца и посещал экспериментальный класс Московского хореографического училища. Во время зарубежных гастролей Краснознаменного ансамбля песни и пляски Владимир Шубарин изучал танец модерн у Хосе Лимона и джазовый танец. Широкое знание различных танцевальных стилей позволило впоследствии Шубарину создавать эстрадные номера, вырабатывая свой стиль исполнения, основанный на сложнейшей и разнообразной танцевальной технике. Исполняя танцевальный номер любой сложности, Владимир в непринужденной манере держался на эстраде в образе простого и обаятельного парня.
В 1961 году широкую известность получил номер Шубарина, получивший название «Полет космонавта» и созданный на музыку советских песен. Этот номер был впервые исполнен в день полета Гагарина в космос.

В 1962 году Владимир Шубарин перешел в Хореографическую мастерскую Москонцерта. Постоянно работая с джазовой музыкой, он стремился выразить ее мелодию и ритм хореографическим языком с элементами классического и народного танца. В своей работе Шубарин использовал движения, взятые из негритянских и испанских танцев. Наравне с этими движениями им использовалась хореография, взятая из танцев народов нашей страны в сочетании с динамикой спортивных движений и пантомимы. На основе такого пластического синтеза им был создан в 1962 году номер на музыку Лундстрема, получивший название «Экспромт», и другой номер, заложивший основу будущей программы Владимира Шубарина - под названием «Танцы в современных ритмах». Эта программа окончательно сложилась в период с 1967-го по 1969 годы, и в нее вошли номера «Уличный танцор» на музыку Джорджа Гершвина, «Русская вариация» на музыку Савари, «Красный дьяволенок» на музыку советских песен и танцевально-пантомимный этюд «Борьба» на музыка А. Хиркли.
В некоторых номерах Владимир Шубарин развивал движения чарльстона, твиста, летки-енки и других танцевальных стилей, придавая им законченность формы и превращая в настоящие произведения искусства.
Сам он свой танцевальный стиль определял как свинг, разновидность джаза и степ, который часто отождествляется с чечёткой. Эти стили похожи, но между ними есть разница: во время исполнения чечётки танцор не ударяет каблуком и нога после удара довольно высоко отскакивает от пола, тогда как при исполнении степа нога чаще всего находится у самого пола и во время удара работают ступня и каблук.

В 1977 году Шубарин организовал свой первый танцевальный коллектив, просуществовавший до 1980 года. В этот период им была поставлена сюита «Карнавал на одного» на музыку Джеймса Ласта. В 1984 году Шубарин создал свой второй коллектив, названный «Танцевальная машина», и распавшийся в 1989 году. Оба этих ансамбля, фактически, выполняли функцию антуража для самого Владимира Шубарина. В это время он поставил номера «Композиция» на музыку М. Фергюссона, «Такое настроение» на музыку Джеймса Ласта и «Скачущий джип» на музыку Дюка Эллингтона.
Со своими выступлениями Шубарин побывал на гастролях почти в 40 странах. Его также часто приглашали сниматься в кино. Вот как Владимир Шубарин описывал своё участие в фильме «Женщина, которая поёт», в котором главную роль исполняла Алла Пугачёва: «Я в этом фильме был постановщиком танцев. В этой картине есть эпизод, когда Аллу Борисовну балетная группа берёт в кольцо, а я как солист этой группы должен был вокруг неё протанцевать. Взяли известную песню 1940-годов «О любви не говори». Мы с аранжировщиком задумали её сделать в свинге, в джазовом напряжении, а она всё тянула на такой попсовый рок. Музыканты расстроились. Они хотели свинговать, а тут нужно играть по-другому. И вот я как-то раз пришёл на запись, когда она должна была накладывать голос на ритм-группу, а потом к ней должны были наложить медь и всё остальное. Я вижу - ругаются. «Что тут у вас происходит?», - спросил я. «Да вот, никак не сговоримся», - отвечает Алла Борисовна. «Давай мы сейчас с тобой споём, и всё встанет на свои места», - предложил я. «А ты что, поёшь что ли?», - удивилась Пугачёва. Я и слов-то почти не знал. Мне написали слова, распределили, кто и что должен петь. Ей дали два уха, мне - одно. Она не слышала, что я пою. В первом дубле Алла Борисовна ошиблась в слове. Дали дубль-два. После того, как его спели, говорят: «Готово». Обычно пишут по десятку дублей. Звукорежиссёр мне говорит: «Прекрасно! У тебя такая плотная середина, а где верха микстовые, там ты улетел выше её». Микст - это такой крытый фальцет, признак академического голоса. Некоторые иногда говорят, что они поют микстом, хотя на самом деле они поют крепким фальцетом. Микст - это такая стенобитная нота. В общем, у меня такой диапазон получился в три октавы. Алла Пугачёва, прослушав дубль, от восторга захлопала в ладоши. Дубль пошёл в фильм. Более того. В канун «Олимпиады-80» на Запад пошёл рекламный ролик о Советском Союзе, в который был включён этот наш дуэт с Аллой Пугачёвой, представляющий советскую эстраду».
Владимира Шубарина часто называли в прессе «человек-пружина» и «летающий мальчик», и журналисты никак не могли придумать название жанра, в котором работал этот талантливый исполнитель – то ли он исполняет оригинальный танец, то ли эстрадный, то ли джазовый… Популярность Шубарина в 1960-70-е годы была фантастической, а любовь зрителей - огромной.
Владимира Шубарина часто приглашали выступать на телевидение, с его участием снимали музыкальные программы, состоящие из хореографических номеров.
В 1960 году Владимир Шубарин был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР».

С конца 1960-х годов Владимир Шубарин начал сочинять слова и музыку к песням и выступал в качестве вокалиста. Во время выступлений он сам себе аккомпанировал на гитаре. Им были записаны три альбома - «Неожиданный поворот» в 1987 году, «Сидячий образ жизни» в 1988 году и «Мое открытие Италии» в 1990 году.
«Сидячий образ жизни» - имелся в виду не малоподвижный, а пребывание за колючей проволокой. В одной из песен с этого альбома были такие строчки:
Гоп со смыком - это буду я.
Граждане, послушайте меня.
Расскажу я вам, граждане,
Как однажды в Магадане
Не допелась песенка моя.
Сколько дали, столько отсидел.
На лесоповале попотел...

Часто во время своих выступлений Шубарин исполнял песни о том, о чем в те времена петь не рекомендовалось. В частности, во время его концерта могла прозвучать песня с текстом:
Мы по мелочи щипали,
А они гребли ковшом,
Да ещё увещевали
Воровать нехорошо.
Слово «они» было намеком на руководителей государства. А после исполнения песни, содержавшей строчку «Я беззащитен с поднятым ружьём» компетентные органы допытывались у него: «На кого это вы ружьишко подняли, гражданин Шубарин?».
Но все же более всего Шубарину удавались лирические и эстрадные номера в его вокальных выступлениях.

Владимир Александрович снялся в фильмах «Старый знакомый» (1969), «Небесные ласточки» (1976), «Крик дельфина» (1986). В фильме «Женщина, которая поет» был постановщиком танцев, пел дуэтом с Аллой Пугачевой, танцевал. Он работал вместе с Владимиром Высоцким в фильме «Опасные гастроли». В жизни оба артиста были дружны. Однажды Марина Влади предложила Высоцкому написать песню, использовав строчку из стиха Франсуа Вийона «От жажды умираю над ручьём». Разговор происходил в ресторане, и Высоцкий отказался, предложив сделать то же самое бывшему вместе с ними Шубарину. Тот сочинил стихотворение за несколько часов, и в дальнейшем исполнял песню, написанную на это стихотворение, как посвящение памяти Высоцкого.
От жажды умираю над ручьём,
От сытости голодным умираю.
Я время продаю за нипочём,
А жизнь свою по крохам собираю.
Я, кажется, старею по утрам -
По вечерам, уверен, молодею.
Я юноше на вид лет сорок дам,
А старцу двадцати не пожалею.
Я вижу в темноте, а днём слепец.
Я слышу шёпот трав и глух к обвалам.
В начале каждом вижу я конец.
За каждым же концом я жду начала.
Я слаб, в себя не верю и ещё -
Я малодушный трус, но лезу в драку.
Мне пёс порвал штаны и кровь течёт,
А я, страдая, всё ж люблю собаку.
От жажды умираю над ручьём,
От анекдотов не смеюсь, а плачу.
Я беззащитен с поднятым ружьём,
Но я силён, когда за горло схвачен.

В конце 1990-х годов Владимир Шубарин часто исполнял на эстраде сложный номер «Стаккато», сочетая степ с игрой на ударных инструментах.
В последние годы своей жизни Владимир Шубарин тяжело болел артритом, и практически не танцевал из-за нестерпимой боли. Владимир Шубарин планировал издать свои мемуары «Танцы с барьерами», но этому помешала его кончина в 2002 году. Он скончался от обширного инфаркта в реанимационной машине, когда его везли в институт Склифосовского с подмосковной дачи 16 апрел
я 2002 года. Работу над рукописью завершала его жена актриса Галина Шубарина. Она постаралась максимально сохранить его особый стиль повествования. В этой книге Владимир Шубарин описал свой жизненный путь с момента отъезда из Сибири в 16 лет.
Владимир Шубарин был похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

О личности гениального танцовщика рассказывает снятый 2007 году документальный фильм «Артист забытого жанра».
Написанные Владимиром Шубариным мемуары «Танцы с барьерами», которые уже после его внезапной смерти опубликовала его жена Галина Шубарина, до сих пор пользуются огромной популярностью.




Из архива краеведа / Эльвира Усольцева, Владимир Пилипенко (2018)

В моем архиве сохранилась небольшая рукопись воспоминаний Эльвиры Семеновны Усольцевой – новокузнецкого краеведа, несколько лет тому назад переехавшей в столицу нашей Родины Москву. В своих воспоминаниях Эльвира Семеновна пишет о нашем земляке Владимире Шубарине – признанном мастере танца степа там, в столице, о его первых танцевальных успехах здесь, в Новокузнецке. Надеюсь, читателям газеты будет интересно познакомиться с этими воспоминаниями.

Страницы воспоминаний о Владимире Шубарине

Военный городок
Это был район Нижней колонии квартал 14 и находился он между проездами Майским и Колхозным. Внутри городка был барак – солдатский клуб, где мы иногда смотрели фильмы. Через дырку в заборе мы попадали на территорию городка - отодвигали заборную доску и пролезали. Эта лазейка была со стороны барака № 7, где жили семьи военных, там же жил и Володя Шубарин с мамой и сестрой Людой. Сам барак стоял особняком от нашего стандартного городка. У Володи была кличка Партизан, т.к. он носил фуражку с жестким козырьком, подаренную солдатами военного городка. Здесь, в городке, еще будучи ребенком, он занимался изучением танцев.
Во время показа фильмов мы «зайцами» пролезали под лавками, на которых сидели солдаты. Они нас по одному вылавливали из-под скамеек и усаживали к себе на колени.
В здании, где сейчас находится институт усовершенствования врачей (ГИДУВ), с 26 июля 1941 года по 1 июня 1945 года находилось Вилинское пехотное училище, а солдаты данного городка были курсантами этого училища. Они проходили ускоренные шестимесячные курсы, и потом их отправляли на фронт. Они не получали званий сержанта, лейтенанта, а были простыми рядовыми, но хорошо подготовленными для войны солдатами.
В этом же здании формировалась и 237-я стрелковая Пирятинская Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия.
В мае 2011 года я узнала, что отец Володи Шубарина Александр Сергеевич был кадровым военным (младшим военным техником 727 отдельного мотострелкового полка 219 мотострелковой дивизии) и пропал без вести в апреле 1942 года, о чем написано во Всекузбасской книге памяти.

Наша Нижняя колония
После войны у восьмой проходной пятого поста и хлебозавода № 1 был хлебный рынок, где продавалось всё. Например, «тошнотики» - это драники черно-синие из мороженой картошки; сигареты-«гвоздики» поштучно; вода холодная со льдом по 10 копеек за кружку, а на 1 рубль досыта - так мы зазывали рабочих, идущих с работы с КМК вечером в летнее время.
Сейчас на месте старого рынка находится остановка автобусов № 58, 52,57.
Лед мы брали на территории больничного городка на Нижней колонии, которая находилась рядом с ФАШем (фельдшерско-акушерской школой). Там около маленького домика, в котором располагался морг, находился летом под опилками лёд.
Сохранилось и двухэтажное здание по улице Музейной, дом № 9, в котором располагалась начальная школа № 34. Сейчас лицей 34 находится на Бульваре Героев.
Жила я на Нижней колонии в квартале № 17, где были одинаковые двухэтажные, двухподъездные дома и назывались они «Стандартный городок». Недалеко от нашего дома находился хлебный киоск, где мы, дети, по ночам караулили, когда привезут хлеб. На руках химическим карандашом писали порядковый номер очереди. Возникает вопрос, почему мы по ночам не спали? Да потому, что привозимого хлеба могло не хватить всем, даже по карточкам. Вот и дежурили. А еще нам очень нравилось не спать по ночам, так как мы любили играть в прятки. Нам, полуголодным, было по-детски весело.

Володя Шубарин – «король» цыганочки
Опять Нижняя колония. Рядом с моим домом стоял через канаву барак № 7, где жили Володя с мамой и сестрой.
У пятого поста, восьмой проходной в бараке был красный уголок цеха эмальпосуды КМК, в городе его называли «эмалькружка», где мы смотрели выступления агитбригад во время выборных компаний. А когда было «затишье» - непредвиденный перерыв, который затягивался, мужики просили: «Вовка, сбацай»! И Володя «бацал» всеми любимую цыганочку.
1941 год – война. В сентябре Володя идет в первый класс. После окончания семилетки в 1948 году он поступает учиться в Кузнецкий металлургический техникум. Учась в техникуме, Володя занимается и в художественной самодеятельности городского Дома культуры (Клуба строителей). Там он обучался народным танцам, степу. Потом уже в Москве, в экспериментальном классе Московского хореографического училища Володя создал свой оригинальный танцевальный стиль, который сам определял как степ и свинг.
1951 год. Ему 17 лет, а он уже солист танцевальной группы Хора имени Пятницкого.
1954 год. Володе 20 лет. Служба в армии в армейском ансамбле, затем он солист Краснознаменного ансамбля имени Александрова. С 1962 года он работает в Москонцерте. В 1967-1969 годы создает свою сольную танцевальную программу «Танцы в современных ритмах».
В 1977 году создает свой собственный танцевальный коллектив, которым руководил до 1980 года. С 1984 по 1989 годы он был руководителем и второго танцевального коллектива «Танцевальная машина».
Шубарина называли «человек-пружина», «летающий мальчик», «король чечетки». Он был непревзойденным мэтром танцевального жанра.
Владимир Александрович снимался и в кинофильмах: в 1976 году в «Небесных ласточках», в 1978 году в «Женщине, которая поет», в 1980 году в «Крике дельфина».
Он написал мемуары «Танцы с барьерами», которые уже после его смерти издала его жена.
Мало кто знает, что Владимир Шубарин был и поэтом. Вот стихотворение, которое он посвятил жене:
Я такой, как ОНА, – не видывал!
У неё ведь глаза – звезды!
Голос бархатный опрокидывал…
И …спасаться мне… было поздно…

Пусть она не полюбит бешено,
От любви - не замкнет дыхание…
Все равно она мне завещана
На дорогах у мироздания!
Умер Владимир Александрович Шубарин в 2002 году от обширного инфаркта. Ему было 67 лет.

Послесловие / Владимир Пилипенко
В самом конце 1960-х годов мне посчастливилось побывать на концерте Владимира Шубарина в Клубе строителей. Он выступал с сольной программой «Танцы в современных ритмах». Я видел, как танцует Владимир Шубарин. Это незабываемо!
Накануне 400-летия города на фасаде ДК «Строитель» (Клуб строителей), где начиналось становление танцевального таланта Владимира Александровича Шубарина, необходимо открыть памятную доску, посвященную Великому мастеру танца.

Дополнительные материалы

Танцы с барьерами / Владимир Шубарин; [вступит. ст. М. Лавровского]. – Москва : АСТ-Пресс, 2007. – 432 с. : ил. – (Серия «Выдающиеся мастера»). – ISBN 978-5-462-00710-1.
А. Гончаров, Э. Усольцева (авторы), Е. Протопопова (составитель), 2018
Видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео