Знаменитые новокузнечане

Начальник Управления образования Администрации города Новокузнецка (1992-2007).
Заслуженный учитель школы РСФСР (1986). Доктор педагогических наук.
Лауреат
II Всероссийского конкурса «Лидер в образовании» (2001).
Победитель городского конкурса «Человек года - 2001» (2002).
Почётный учитель Кузбасса (2003). Почётный гражданин города Новокузнецка (2018)

Михаил Васильевич Артюхов – известный в России менеджер образования, слава Кузбасса и гордость новокузнецкого учительства, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии профессионального образования и Международной академии наук педагогического образования. Автор-разработчик более 80 научных работ и исследований по проблемам управления развитием образования на муниципальном уровне.

М. В. Артюхов родился в 1942 году в селе Хабары Алтайского края.

В 1963 году окончил факультет иностранных языков Новокузнецкого государственного педагогического института, был распределен в школу № 22 Анжеро-Судженска.

В 1966 году вернулся в Новокузнецк, преподавал английский язык в школе № 98.
В 1969 году стал заведующим методическим кабинетом Новокузнецкого гороно.
В 1972 году назначен директором средней школы № 72 города Новокузнецка.

1975 год – заведующий отделом образования Центрального района города Новокузнецка.
1978 год – заместитель заведующего Кемеровским областным отделом народного образования.
1982 год – заведующий Новокузнецким гороно.
1990 год – первый заместитель председателя Новокузнецкого горисполкома.
В 1992 году назначен начальником управления образования (председатель комитета образования и науки) Администрации города Новокузнецка.
С 2008 по 2014 годы работал заместителем директора по учебной работе Новокузнецкого института (филиала) КемГУ.

По инициативе Михаила Васильевича в 1990 году был создан первый за Уралом городской институт усовершенствования учителей (сегодня МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации»).

Своей целью Михаил Васильевич Артюхов всегда ставил создание принципиально новой системы муниципального образования, посредством которой потребности ребенка, общества и государства должны реализовываться не отдельными образовательными учреждениями, а их сетью в целом. Управляя такой системой, необходимо было не только контролировать, но и помогать. Благодаря усилиям Михаила Васильевича в городе Новокузнецке был создан дифференцированный, открытый, доступный, разветвленный образовательный комплекс, дающий детям возможность получать образование по выбору, в соответствии со способностями и интересами.
Михаилу Васильевичу как управленцу были присущи умения увидеть проблему и найти оптимальные пути ее решения, грамотно сформировать команду единомышленников, обеспечив кадровую стабильность, выслушать и услышать собеседника, способность контролировать свои эмоции, выстроить отношения с подчиненными исключительно на основе уважения, доверия и взаимной ответственности.

Михаил Васильевич любил путешествовать, неплохо пел, на дружеских посиделках всегда был тамадой. Он воспитал сына и дочь.

Звания и награды: Отличник народного просвещения (1978), Отличник просвещения СССР (1982), орден Дружбы (2000), Почётный учитель Кузбасса (2003), «Лауреат премии Кузбасса» (2007), «Лауреат Премии Губернатора Кемеровской области» (2009), медали «За особый вклад в развитие Кузбасса» II и III степени (2005, 2002), «За служение Кузбассу» (2007), «65 лет Кемеровской области» (2008), «70 лет Кемеровской области» (2013), Почетный знак «За заслуги перед городом Новокузнецком» (2012).

Михаил Васильевич Артюхов умер 9 декабря 2015 в Новокузнецке.
В 2002 году Михаил Васильевич за большой вклад в развитие города Новокузнецка был назван Человеком года - 2001, а в 2012 году удостоен Почетного знака «За заслуги перед городом Новокузнецком». В начале 2016 года в рамках областного проекта «Вершины Героев» его имя присвоено вершине в поселке Листвяги.

19 июня 2018 г. ему посмертно присвоено звание «Почётный гражданин города Новокузнецка» (решение Городского Собрания № 8/75).

Из воспоминаний В. И. Артюховой

… Суровое военное время, весна 1942 года. В многодетной семье скромного конторского служащего рождается седьмой ребенок. Отец Василий Михайлович Артюхов погиб на фронте. Старшие братья и сестры разлетаются из родного гнезда по городам. И шестилетний Миша становится опорой и подмогой матери: пасет гусей, собирает в бору ягоды и грибы, доит корову, помогает матери по хозяйству и даже самостоятельно отвозит зерно на мельницу. Наверное, тогда и зародились первые искорки его ответственности. Или тогда, когда он, будучи комсоргом, десятиклассником, с трибуны на первомайском митинге обещал от имени комсомольцев славно потрудиться в первую весну семилетки.
После школы М. Артюхов поехал в Сталинск к родным, поступил в пединститут, здесь тоже стал комсоргом.
В 1963 году Михаил, выпускник филологического факультета широкого профиля по специальностям: учитель русского языка, литературы, английского языка, был распределен в Анжеро-Судженск. Попал в школу № 22. Жить с женой (тоже учителем английского языка) пришлось в радиорубке при актовом зале. Учителей в то время в школах не хватало: английский не велся годами. Классы были переполнены. О делении 45 учеников на 2 группы и мечтать не приходилось. Какой же внутренней силой нужно было обладать, чтобы поддерживать в классе дисциплину, самому не сломиться и умудриться зародить интерес к английскому языку.
С рождением сына вернулись в Новокузнецк. Три года преподавал новоиспеченный учитель английский язык в школе № 98, попал как лучший учитель на страницы газеты «Комсомолец Кузбасса».
Продвижение по служебной лестнице было крутым и стремительным. Больше трех лет нигде не задерживался: заведующий методическим кабинетом, строитель-директор 34 лицея, директор 72 школы, заведующий районо, заместитель заведующего облоно, и, наконец, бессменный заведующий гороно.

«Занимая какую-нибудь высокую должность, нельзя не двигаться вперед» - считал Михаил Васильевич, – «Нет предела роста. Эволюция никогда не кончается. Вы достигаете одной вершины, а другая вершина бросает вам вызов. Это и есть личностный рост, который является необходимым условием грамотного управления. Рост происходит через преодоление трудностей. Вы либо движетесь вперед, либо отступаете. Если вы не растете, вы деградируете. Какой бы высоты вы ни достигли, всегда можно упасть. Нельзя быть самонадеянным и расслабляться, не достигнув цели».
И это не просто слова. В конце 1990-х, в тяжелые годы перестройки, возникла невероятная идея создать в городе институт повышения квалификации не только для учителей города, но и юга Кузбасса. Почему идея казалась невероятной? Потому что тогда в России было только три таких института: в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. И сотни женщин-учителей должны были отрываться от семьи не на одну неделю, чтобы обучаться в таких стрессовых условиях.
Институт был создан, выросли свои высококвалифицированные кадры: кандидаты, доктора наук, которые продолжают вести обучение на высоком научном уровне. И не могло быть иначе, ведь, по словам Михаила Васильевича, «руководитель – это катализатор, двигатель вперед».
Когда открывали 48-ю гимназию, снова недоверие: «Гимназия экологического направления? Кому это нужно?». Но позже именно эта гимназия попала в президентскую программу. Нарекания были и по поводу введения факультативов по православию. Но Михаил Васильевич считал, что «совсем неплохо иметь противостоятелей, ведь они постоянно держат нас в тонусе, заставляют все взвешивать, где-то даже идти на риск, не успокаиваться на достигнутом».
Так новизна и пробивала свой путь. Осуществилась мечта Михаила Васильевича – открыть коррекционные учебные заведения, чтобы создать особые условия для детей, трудно усваивающих школьную программу. И это прижилось, несмотря на то, что финансово было очень затратно. Открылись филиалы вузов, чтобы сократить отток молодежи из города. Создано уникальное учреждение - школа № 111 спортивной направленности, единственная в своем роде не только в Кузбассе, но и за Уралом.
С гордостью говорил Михаил Васильевич о том, что в городе при нем полностью сохранилась система дополнительного образования, хотя по стране из-за проблем финансирования 50% учреждений дополнительного образования были закрыты.

В одном из интервью Михаил Васильевич говорил о том, как важно создать свою команду: «Без команды, я считаю, ничего сделать нельзя. Конечно, бывает, что и один в поле воин, но это, скорее исключение, чем правило. Единственное, что меня пугает, это, когда говорят, что у нас «команда единомышленников». Да, люди могут поддерживать основную идею, но, если все мыслят одинаково, да еще, как руководитель, то в такой команде явно что-то не то. Развития не будет! Когда все «за», значит, всем все равно. Обычно любое инакомыслие раздражает. Нам не хватает умения вслушиваться в то, что нам говорят. Мне всегда хотелось, чтобы рядом со мной работали люди ищущие, творческие, не боящиеся разумно рисковать».


Дополнительные материалы

Вершина имени Михаила Артюхова / ТВН
Памяти Артюхова Михаила Васильевича / С. Н. Кузнецов
Е. Э. Протопопова (составитель), июль 2018
Видео

Посмотреть видео