Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Художники и фотохудожники   \   Бычкова Марина Сергеевна

Знаменитые новокузнечане

Бычкова Марина Сергеевна Бычкова Марина Сергеевна Бычкова Марина Сергеевна Бычкова Марина Сергеевна Бычкова Марина Сергеевна Бычкова Марина Сергеевна Бычкова Марина Сергеевна Бычкова Марина Сергеевна Бычкова Марина Сергеевна Бычкова Марина Сергеевна Бычкова Марина Сергеевна Бычкова Марина Сергеевна

Бычкова Марина Сергеевна

Дата рождения 16.03.1982
Сфера деятельности: Художники
Просмотров: 295

Канадская художница, ювелир, дизайнер шарнирных кукол,
основатель мирового бренда кукол The Enchanted Doll


Родилась в Новокузнецке. Вместе с родителями и двумя младшими сестрами эмигрировала в Ванкувер (1997). В Канаде окончила среднюю школу (2001) и институт художественного дизайна имени Эмили Карр. Имеет степень бакалавра изобразительного искусства.
Она посещала курсы ювелирного дела, где оттачивала свои навыки художника и училась создавать украшения. Марина считалась очень талантливой, ее работы принимали участие в 26 международных выставках.
Увлекшись всерьез кукольным делом, Марина Бычкова основала мировой бренд шарнирных фарфоровых кукол The Enchanted Doll (а с 2010 года и пластмассовых кукол).

Мировая слава созданного ею бренда происходит от неповторимого стиля росписи кукол, названного васнецовским или врубелевским, и создающего иллюзию живой куклы. В российской прессе кукол Марины Сергеевны называют «живые куклы», хотя дословно The Enchanted Doll переводится как «чарующие куклы». Цена на произведения колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов. Сама Бычкова относит себя к последователю германской художницы Суламифь Вулфинг и русской классической живописи эпохи передвижников. На изготовление кукол уходит до 500 часов. Среди шедевров Enchanted Dolls - «Одушевленных кукол» - есть воплощения литературных персонажей, национальных костюмов, коллекции в стиле «ню».
Фарфоровые красавицы Марины Бычковой – это хрупкое соединение «врубелевской» женственности с игривостью набоковской Лолиты. Тонкие руки на стальных лесках, большие печальные глаза, шелковистые волосы и нежные девичьи формы – завораживающая прелесть и утонченно-трагическая красота кукол, оживляют их. Грациозные и загадочные, эти марионетки словно воплощают идеал «вечной женственности».

Ее книга по искусству создания куклы выдержала три издания, была переведена также и на русский язык.
Каждый образ, созданный мастером, неповторим. И немало времени уходит на создание нарядов и аксессуаров, дополняющих образ готовой куклы. Все вещи Марина выполняет вручную: создает принты для одежды, придумывает покрой и расшивает наряды жемчугом и самоцветными камнями, укладывает бисер, тесьму, стразы.
Особенно поражают воображение придуманные ею головные уборы. Как и авторские прически из шелковых локонов, которые можно мыть, укладывать в косы и прически любой сложности, завивать плойкой, сушить феном, фантастические уборы украшают нежные головки ее кукол. Головные уборы, придуманные Мариной, могут быть совершенно различны: это может быть и цветочный венок, и средневековый генин или древнерусский кокошник, королевская золотая корона, длинный платок или восточный тюрбан из расписной ткани или фантастические кованые шляпы с подвесными фонарями. Расшитые бисером и пайетками, украшенные камнями, стразами и цветами, кованые и покрытые эмалью, они поражают масштабностью и выглядят совершенно невероятно.

Марина пишет: «Я поняла, что мне суждено стать марионеточным скульптором, в шесть лет. В детстве я была глубоко потрясена тупостью массового производства кукол (которые, кроме того, были весьма посредственные). Это разочарование в сочетании с моим природным талантом и вдохновило меня на создание первой куклы, которая воплощала бы мой идеал женской красоты. Я хочу не просто правильно воссоздать тело, но и вдохнуть в него жизнь, создать баланс между красотой и кукольностью».


Кукольный мастер Марина Бычкова / Интервью Trend Life 29 мая 2013 года

Ей всего 27 лет, а ее имя известно во всем мире. Куклы Марины никого не оставляют равнодушным - тонкие ручки на стальных пружинах, шёлковые волосы до пят, нежные окружности небольших грудей, трансцендентная тоска и извечная тайна в огромных глазах, подёрнутых настоящей кукольной поволокой.
Среди ее шедевров можно назвать так называемые Enchanted Dolls - "Одушевленные куклы", которые воплощают собой литературных персонажей, представляют национальные костюмы, коллекции в стиле ню.
- Марина, почему именно куклы? Когда и почему вы решили стать профессиональным куклоделом?
- Почему? Да я и сама не знаю. Наверное, судьба. Но я не верю в судьбу. А может, этого Бог захотел, вот и делаю кукол. Но в Бога я тоже не верю. Как бы там не было, а кукол я стала мастерить с шести лет. Брала бумагу, рисовала куклу, вырезала её ножницами и играла с ней. Потом стала экспериментировать, делала им подвижные руки и ноги и, самое главное, продолжаю делать кукол до сих пор. Мне нравится это дело, и я благодарна судьбе или Богу, что у меня такая работа.
- Как долго вам пришлось оттачивать свое кукольное мастерство?
- Всю мою жизнь. И я продолжаю работать над собой. Ну, а серьёзно, или правильнее сказать профессионально, я стала заниматься куклами с 2004 года. Через два года в 2006 я стала продавать свой труд в виде фарфоровых людей и стала зарабатывать этим на жизнь. Финансовая свобода много значит в жизни художника, и мне повезло, что я смогла её завоевать.
- Расскажите о процессе создания куклы. С чего начинается ваша работа над каждой новой куклой? Как вы выбираете тему для новой работы?
- Процесс простой и скучный на самом деле: сделать форму, отлить фарфоровую заготовку, обжечь её, нанести краску, опять обжечь, сделать костюм. Разве вам интересно это? Дело не в самом процессе создания куклы, дело в том, как рождается её образ. Я живу нормальной жизнью, хожу, сплю, и вдруг где-то далеко-далеко в моём сознании появляется нечто, что по мере осмысления становится ясным и отчётливым. Ну а потом, в какой-то момент я вдруг вижу куклу, которую хочу сделать. Естественно, этот начальный образ формируется в подсознании под влиянием каких-то мыслей, прочитанных книг, увиденных картинок и кино. Ну а потом начинается то, о чём я вам уже рассказала: рисунки, лепка и так далее.
- Помимо куклы, вы также вручную делаете одежду и все аксессуары. Сколько времени уходит на создание одной куклы полностью?
- Хм, а это как посмотреть. Может, на саму куклу у меня тратится до 500 часов работы и это не так много, по сравнению с чем-то другим. Но куклу надо разрисовывать? Надо. Для этого я окончила художественный институт. Ювелирные украшения кукле надо? Надо. Для этого я выучилась на ювелира. А шитьё? А … Вот видите, дело не только в том, сколько я времени затратила непосредственно над отливкой.
- Раньше ваши куклы были из полимерной глины, сегодня же вы делаете их из фарфора. С каким материалом вам работать легче?
- Фарфор - более сложный, требовательный и капризный материал для работы, чем полимерная глина. Работа с фарфором требует больших расходов, специализированного оборудования, много подготовительной работы, знания процессов керамического обжига, a также процедур литья и покраски.
Но разрешите мне задать вам встречный вопрос, а вы сами решайте: качество танца зависит от туфель или от мастерства танцора? Естественно, полимер и фарфор - это разные материалы, но они как бы туфли, в которых я исполняю танец под названием Рождение маленького чуда.
- Марина, в куклах присутствует элемент эротики. Вы считаете, что сексуальность является важным элементом ваших кукол?
- Важным, но не настолько, чтобы обращать на это особое внимание. Честно говоря, меня уже достали с этой сексуальностью моих кукол. Вот вы можете представить ситуацию, когда мужчине 20 лет, и он не знает, чем он отличается от женщины? Я не могу. Пусть каждый вспомнит себя в 5-6 лет, ведь мы все в этом возрасте уже знали про то, что у мальчика есть пенис, а у девочки вагина. Так почему у куклы не должно быть этих различий? Почему нам стыдно нашего естества? Почему выпускаются куклы среднего рода? В моём понятии всё должно быть естественным, и умышленно лишая кукол сексуальных различий, мы прячем голову в песок и вольно или невольно разжигаем нездоровый интерес у детей к тому, что у нас есть от природы. Не отсюда ли растут корни порнографии?
- Что вы раскрыли в себе, став кукольным мастером?
- Ну, насчёт мастера вы, кажется, хватили через край. Я пока только подмастерье, и поэтому ничего особенного для себя не раскрыла, работаю и работаю. Как все люди.
- Вы делаете различные куклы. Ваши куклы для вас - это…
- Кукла для меня - это мечта, которая сбылась. Один умный человек сказал, что счастье - это когда мечта сбывается. После того, как я придумала куклу, а потом воплотила её в фарфоре, я чувствую себя на седьмом небе. А потом новая мечта, новая попытка, новое счастье. Так вот и живу, от куклы до куклы, от счастья до счастья.
- Скажите, делаете ли вы куклы на заказ?
- Делаю, но только голышек, я же профессионал и этим зарабатываю себе на жизнь. К сожалению, у меня только две руки, и ваша очередь, если вы мне закажете куклу, подойдёт через пару лет.
Правда, сейчас я запускаю линию по выпуску кукол из французского полиуретана, и надеюсь этим хоть как-то помочь любителям моих кукол побыстрее получить маленького человечка.
- Глаза ваших кукол такие грустные… Вы такая же в жизни? И как сказывается ваше настроение на создании того или иного образа?
- Ничего я не грустная, скорее наоборот, чересчур весёлая и задорная. И моё настроение совершенно не влияет на образ куклы. Здесь работает моя рациональность, то есть, я стараюсь работать, как работают художники, а у них на картинах вы не найдёте невыразительных лиц. Лицо должно выражать наши чувства и одно из этих чувств - лёгкая грусть. Знаете, в этой лёгкой грусти легко "заблудиться". Смотришь на взгрустнувшего человека и не понятно, то ли он задумался о чём-то, то ли он мечтает о будущем, то ли жалеет о прошедшем, то ли просто отдыхает от всяких тревог. Такие лица всегда притягивают внимание, и я просто "эксплуатирую" этот метод передачи эмоций.
- Если можно расскажите немного о вашей личной жизни. Ведь, наверняка, ваша жизнь не ограничивается только работой?
- Конечно, нет. Я простой человек и ничто человеческое мне не чуждо. Я люблю своего мужчину и в любви вижу смысл нашей жизни. Любовь - это сама жизнь, а жизнь - это любовь. Любовь к родителям, любовь к сёстрам, любовь к родине, любовь к людям, любовь к своей работе. Везде любовь! Так что, если вы меня спросите, что я сейчас делаю, я вам отвечу, - люблю.
- Чем бы вы занялись, если бы в вашей жизни не было кукол?
- Если я вам скажу, что умерла бы с тоски, то вы мне поверите? Правильно, это шутка. Знаете, когда я работаю над куклой и делаю рутинную работу, я всегда мечтаю о чём-либо или рассуждаю о профессии, которую бы я хотела иметь в запасе. Много профессий получается: и учёный, и философ, и Шерлок Холмс с доктором Ватсоном, моряк, геолог, путешественник, открывающий новые острова, и ещё пару десятков профессий. Хоть разорвись, как та обезьяна из анекдота. Но… выбор сделан, и он мне нравится!
- Среди ваших работ есть восточные красавицы, кавказские царевны... Скажите, для создания этих образов вы изучали восточную культуру? Может быть, и Азербайджана?
- Восток, как говорят, дело тонкое. Не знаю правильно это или нет, но вот то, что Восток - это красота, верно на всё 100%. Меня прямо трепет какой-то охватывает, когда я знакомлюсь с восточной культурой. Красотища неимоверная! А женщины Востока! Может поэтому меня так и тянет создавать и создавать восточных красавиц? Хорошо бы посетить ваш Азербайджан, проникнуться и пропитаться восточным духом. Как-нибудь...

Мастер-класс М. Бычковой
Е. Протопопова (составитель), 2017
Видео

Посмотреть видео