Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Деятели культуры   \   Штоколов Борис Тимофеевич

Знаменитые новокузнечане

Оперный певец. Великий русский бас.
Народный артист СССР (1966). Народный артист РСФСР (1962).

Почетный гражданин Кемеровской области (2002)


Продолжатель великих традиций русской оперной школы, развивающий в своем творчестве достижения русской музыкально-сценической культуры, - так единодушно оценивают творчество Б. Штоколова музыкальные критики.

Родился в Кузнецке (Новокузнецке). Когда ему исполнился год, отца, начальника ОСОАВИАХИМа, перевели в Кузедеево. В 1930-е годы отца репрессировали, он доказал невиновность, восстановился в партии и в 1941 году ушел на фронт добровольцем, где пропал без вести. С началом войны (1941) мать с детьми переехала в Свердловск.
Голос у Бориса появился еще в детстве - достался в наследство от дедушки по материнской линии Ивана Григорьевича Юрасова. Первые занятия пением начал в Киевской детской капелле, которая находилась в Свердловске в эвакуации. Поступил в школу юнг Северного флота (1944), был запевалой роты. Служил на Балтике на военном корабле. Был участником первого послевоенного парада на Неве. Продолжил обучение в Свердловске в спецшколе ВВС, занимался в вокальном кружке.
После одного из концертов самодеятельности Уральского военного округа (1949), где выступал Штоколов, юношу вызвал маршал Жуков, присутствовавший на мероприятии, и сказал ему: «Молодой человек, вам надо петь». Именно Жуков направил Штоколова на учебу в Уральскую консерваторию, которую певец окончил в 1954 году.
Учебу в консерватории Борису пришлось совмещать с вечерней работой электриком в драмтеатре, а затем осветителем в театре оперы и балета.
Еще в студенческие годы Штоколов был принят стажером в труппу Свердловского оперного театра. Здесь он прошел хорошую практическую школу, перенимал опыт старших товарищей. Его имя впервые появляется на афише театра: артисту поручают несколько эпизодических ролей, с которыми он прекрасно справляется (31 декабря 1951 года дебютировал на сцене). В 1954 году, сразу после окончания консерватории, молодой певец стал одним из ведущих солистов театра. Первая же его работа - Мельник в опере «Русалка» Даргомыжского - высоко оценена рецензентами. В этом театре проработал до 1959 года.
В 1959 году молодой певец завоевал звание лауреата на Международном конкурсе в рамках VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене, Апрелевским заводом была выпущена дебютная пластинка, в которую вошли романсы А. Рубинштейна и Ф. Шуберта в его исполнении.
Еще перед отъездом на конкурс в Вену его приняли в оперную труппу Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне - Государственный академический Мариинский театр). С этим коллективом связана дальнейшая артистическая деятельность певца, в котором он работал до 1990 года.
Он завоевывает признание как отличный интерпретатор русского оперного репертуара: царь Борис в «Борисе Годунове» и Досифей в «Хованщине» Мусоргского, Руслан и Иван Сусанин в операх Глинки, Галицкий в «Князе Игоре» Бородина, Гремин в «Евгении Онегине». Успешно выступает Штоколов и в таких партиях, как Мефистофель в «Фаусте» Гуно и Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини. Певец участвует и в постановках современных опер — «Судьба человека» И. Дзержинского, «Октябрь» В. Мурадели и других. В его репертуаре было около 45 ролей.

Каждая роль Штоколова, каждый сценический образ, созданный им, как правило, отмечены психологической глубиной, цельностью замысла, вокальной и сценической отточенностью. Его концертные программы включают десятки классических и современных произведений. Где бы ни выступал артист - на оперной сцене или на концертной эстраде, - его искусство увлекает слушателей яркой темпераментностью, эмоциональной свежестью, искренностью переживаний. Голос певца - высокий подвижный бас - отличается ровной выразительностью звучания, мягкостью и красотой тембра.

Б. Штоколов пел на многих оперных сценах и концертных эстрадах мира, в оперных театрах США и Испании, Швеции и Италии, Франции, Швейцарии, ГДР, ФРГ; его восторженно принимали в концертных залах Венгрии, Австралии, Кубы, Англии, Канады и многих других стран мира. Зарубежная пресса высоко оценивает певца и в опере, и в концертных программах, причисляя его к выдающимся мастерам мирового искусства.

Певец неоднократно выступал с концертами в Кузбассе (Новокузнецк, Кемерово - 1997, 2001-2003). Был участником областного фестиваля искусств «Родина. Звезды. Кузбасс» (октябрь, 2002). 11 октября 2002 года присутствовал на презентации 11 и 12 томов Всекузбасской Книги памяти, посвященной Новокузнецку (Театр металлургов, Новокузнецк).

Последнее время жил в Санкт-Петербурге, где и скончался после тяжелой болезни. Похороны состоялись 11 января на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.
В октябре 2008 года на Волковском кладбище был торжественно открыт памятник певцу (скульптор - Константин Анциферов, художник - Виктор Энгельге). Борис Штоколов изображен стоящим на краю сцены и положившим руку на рояль. На постаменте начертаны слова его любимого романса «Гори, гори, моя звезда».

17 декабря 2002 года детской школе искусств № 9 пос. Кузедеево присвоено имя Б. Т. Штоколова (постановление Совета народных депутатов Новокузнецкого района № 164 от 17.12.2002 «О переименовании детской школы искусств № 9 пос. Кузедеево»). С 2008 года Кемеровская областная филармония Кузбасса носит имя Б. Штоколова.
В Новокузнецке живут его племянники - Андрей и Константин.

Награды: Народный артист СССР (1966), Народный артист РСФСР (1962), Заслуженный артист РСФСР (1958). Почетный академик Славянской и Петровской академий. Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1976) за исполнение заглавных партий в оперных спектаклях «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Иван Сусанин» М. И. Глинки, партии Андрея Соколова в оперном спектакле «Судьба человека» И. И. Дзержинского, а также за концертно-исполнительскую деятельность. Лауреат Государственной премии СССР (1981) за концертные программы. Кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени. Удостоен звания «Почетный гражданин Кемеровской области» (2002) и медали «60 лет Кемеровской области».


Из воспоминаний артиста:
«Наша семья жила в Свердловске. В сорок втором пришла похоронка с фронта: погиб отец. А нас у матери осталось мал мала меньше… Прокормить всех ей было трудно. За год до окончания войны у нас на Урале прошел очередной набор в Соловецкую школу. Вот я и решил поехать на Север, думал, матери чуть полегче будет. А добровольцев оказалось немало. Добирались долго, со всякими приключениями. Пермь, Горький, Вологда… В Архангельске новобранцам выдали обмундирование — шинели, бушлаты, бескозырки. Распределили по ротам. Я выбрал профессию торпедного электрика.
Жили мы сначала в землянках, которые юнги первого набора оборудовали под учебные классы и кубрики. Сама же школа находилась в поселке Савватиево. Все мы были тогда не по годам взрослыми. Ремесло изучали основательно, торопились: война-то ведь заканчивалась, и мы очень боялись, что залпы победы состоятся без нас. Помню, с каким нетерпением мы ждали практику на боевых кораблях. В сражениях нам, третьему набору школы юнг, участвовать уже не привелось. Но когда после окончания меня направили на Балтику, у эсминцев «Строгий», «Стройный», крейсера «Киров» была такая богатая боевая биография, что даже я, не воевавший юнга, испытывал причастность к Великой Победе.
Я был ротным запевалой. На строевой подготовке, в морских походах на парусниках приходилось первым затягивать песню. Но тогда, признаюсь, и не думал, что стану профессиональным певцом. Друг Володя Юркин советовал: «Тебе, Боря, петь надо, поступай-ка в консерваторию!». А я отмахивался: и время послевоенное было нелегкое, да и нравилось мне на флоте.
Своим появлением на большой театральной сцене я обязан Георгию Константиновичу Жукову. Было это в 1949 году. С Балтики я вернулся домой, поступил в спецшколу ВВС. Маршал Жуков командовал тогда Уральским военным округом. Он пришел к нам на выпускной вечер курсантов. Среди номеров художественной самодеятельности значилось и мое выступление. Пел «Дороги» А. Новикова и «Матросские ночи» В. Соловьева-Седого. Волновался: впервые при такой большой аудитории, о высоких гостях и говорить нечего.
После концерта Жуков сказал мне: «Авиация без тебя не пропадет. Петь тебе надо». Так и приказал: направить Штоколова в консерваторию. Вот и попал я в Свердловскую консерваторию. По знакомству, так сказать…».

В 1969 году, когда в Чикаго Н. Бенуа ставил оперу «Хованщина» с участием Н. Гяурова (Иван Хованский), для исполнения партии Досифея был приглашен Штоколов. После премьеры критики писали: «Штоколов - великолепный художник. Его голос обладает редкой красотой и ровностью. Эти вокальные качества служат исполнительскому искусству наивысшей формы. Вот великий бас, имеющий в своем распоряжении безупречную технику. Борис Штоколов входит во внушительный по своим размерам список великих русских басов недавнего прошлого…», «Штоколов первым выступлением в Америке подтвердил свою репутацию истинного баса-кантанте…».

Плодотворно работая в театре, Борис Штоколов уделял большое внимание концертным выступлениям: «На концертной эстраде певцу труднее, чем в опере, - говорил певец. - Здесь нет костюма, декораций, актерской игры, и артист должен раскрыть суть и характер образов произведения только вокальными средствами, один, без помощи партнеров».

В одном из газетных откликов можно было прочесть: «Гори, гори, моя звезда…» - если бы певец исполнил в концерте только один этот романс, воспоминаний хватило бы на всю жизнь. Вы прикованы к этому голосу - и мужественному, и нежному, к этим словам - «гори», «заветная», «волшебная»… Как он их выговаривает - будто дарит, как драгоценности. И так шедевр за шедевром. «О, если б мог выразить в звуке», «Утро туманное, утро седое», «Я вас любил», «Выхожу один я на дорогу», «Ямщик, не гони лошадей», «Очи черные». Никакой фальши - ни в звуке, ни в слове. Как в сказках о чародеях, в чьих руках простой камень становится алмазом, каждое прикосновение голоса Штоколова к музыке, к слову рождает то же чудо. В горниле какого вдохновения он творит свою правду русской музыкальной речи? А неисчерпаемая в нем русская равнинная распевность - какими верстами измерить ее даль и ширь?».

В год 50-летия певца газета «Советская культура» писала: «Ленинградский певец - счастливый обладатель голоса уникальной красоты. Глубокий, проникающий в сокровенные тайники человеческого сердца, богатый тончайшими переходами тембров, он пленяет своей могучей силой, певучей пластикой фразы, удивительно трепетной интонацией. Поет народный артист СССР Борис Штоколов, и вы не спутаете его ни с кем. Неповторим его дар, неповторимо его искусство, умножающее успехи отечественной вокальной школы. Правда звука, правда слова, завещанные ее учителями, нашли в творчестве певца свое наивысшее выражение».

Сам артист говорил: «Русское искусство требует русской души, великодушия, что ли… Этому нельзя выучиться, это надо чувствовать».


Источник воспоминаний: Биографии знаменитых людей: сайт
Е. Э. Протопопова (составитель), 2017
Видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео