Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Деятели культуры   \   Шадрина Альбина Степановна

Знаменитые новокузнечане

Историк. Автор книги «22 дня из жизни Ф. М. Достоевского»

Родилась 14 мая 1941 года в с. Барзас Березовского района Кемеровской области. После окончания средней школы № 1 г. Междуреченска работала на стройке (1957-1959). В 1959 году поступила на историко-филологический факультет Иркутского университета (диплом - о живописи передвижников), после окончания которого работала (1964-1968) научным сотрудником в Иркутском художественном музее.
С 1969 года живет и работает в Новокузнецке. В Новокузнецком художественном музее работала главным хранителем (1969-1970), с 1971 по 1985 годы - директором музея.
С 1971 по 1985 годы внесла огромный вклад в комплектование музейной коллекции Новокузнецкого художественного музея классическими произведениями отечественного искусства, в привлечение в город выставок из центральных музеев страны.
С 1987 по 1993 год А.С. Шадрина работала в Архитектурно-реставрационных мастерских Томского института «Сибспецпроектреставрация». За это время ею была проведена огромная работа по поиску архивных сведений об архитектурных памятниках Кузнецкого края, по истории просвещения, медицины. Все эти годы городская газета систематически публиковала ее материалы по истории города.


С 1993 года Альбина Степановна работала в Историко-архитектурном музее «Кузнецкая крепость», в котором с 1994 по 2000 годы была директором. С 1994 по 2000 год в качестве директора музея «Кузнецкая крепость» руководила работами по его реконструкции и реставрации, создала музейные экспозиции, в том числе экспозицию филиала музея в доме Фонарева, представляющую купеческий быт Кузнецка XIX века.


Она является автором множества статей Краткой энциклопедии сибирского купечества и предпринимательства, изданной Российской академией наук (Новосибирск, 1993-1999).
Параллельно с этой деятельностью А.С. Шадрина готовила к публикации книгу, основанную на поиске и изучении редких архивных материалов, «22 дня из жизни Достоевского», которая была издана в 1995 году. В настоящее время готовится второе дополненное издание книги.

После ухода на пенсию (2000) продолжила активную трудовую деятельность в МУ «Дом творчества детей и молодёжи Кузнецкого района», МУ «Централизованная библиотечная система им. Н.В.Гоголя». С 2008 года по настоящее время Альбина Степановна Шадрина работает старшим научным сотрудником Новокузнецкого художественного музея, ведет большую научную и просветительскую работу, готовит очерки истории музея, пишет книгу по истории храмов Кузбасса.


Альбина Степановна Шадрина – автор и участник многочисленных публикаций по истории православной культуры Кузнецкого края: «История Кузнецка XVII - начала ХХ веков» (Новокузнецк, 1998), «Очерки по истории православия в Сибири (региональный аспект)» (Новокузнецк, 2004), «Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири» (Новосибирск, 1993-1999).

За сорок пять лет плодотворной работы по изучению и популяризации отечественной и, в том числе, местной культуры Альбина Степановна добилась замечательных успехов. Она пользуется глубоким уважением коллег и имеет заслуженный авторитет в городе как самый известный краевед. Награждена знаком Министерства культуры «За достижения в культуре», в 1988 году удостоена звания «Лучший культработник Кузбасса».
В 2016 году награждена почетным знаком «Золотой знак «Новокузнецк».
А. С. Шадрина - член городского краеведческого объединения «Серебряный ключ» при библиотеке им. Н. В. Гоголя.

21 сентября 2017 года в рамках I Международной научно-практической конференции «Творчество Ф. М. Достоевского и современный культурный процесс» (20-21 сентября 2017 года, Новокузнецк) состоялась премьера второго издания книги «Двадцать два дня из жизни Ф. М. Достоевского». 8 октября 2017 года книга была презентована в ЦГБ им. Н. В. Гоголя.


Далекое близкое / Наталья Каменева // Кузнецкий Рабочий. - 2007. - 26 марта.
"Русские художники едут учиться в Европу, а ведь у них есть такая великолепная школа, как русская икона". Альбина Степановна Шадрина считает, что так можно сказать не только о живописи и искусстве. В русской истории и культуре есть такие мощные, вдохновенные родники духовной жизни, что из них нам подпитываться и расти.
Шадрина - профессиональный музейщик, занимается исследованием русской истории и культуры. "Чем больше узнавала, тем больше хотела узнать еще".
У Кузнецкого края история богатая, и не все завесы прошлого приоткрыты. Русский писатель Достоевский и его кузнецкие дни - за эту тему Шадрина взяться долго не решалась. Ведь не литературовед, не писатель... Но за годы музейной и архивной работы, изучения истории городских памятников накопились уникальные сведения по кузнецкому окружению Достоевского. Первая из исследователей (параллельно с кемеровчанином Тогулевым) Шадрина нашла в томских архивах документы о семье преподавателя Кузнецкого уездного училища Николая Вергунова, на короткое время ставшего "соперником" Достоевского. Работая в архитектурно-реставрационной мастерской, собирала документальные свидетельства деревянной застройки Кузнецка, разрушенного в 30-е годы прошлого века Одигитриевского храма, в котором Достоевский венчался с Исаевой. Венчал молодых священник Тюменцев. Судя по воспоминаниям современников, был он высокообразованным, высоконравственным человеком, творческой, интересной личностью... Кузнецкое окружение писателя постепенно обрастало новыми именами. В середине XIX века город был не захолустным местечком, это была русская провинция, здесь имелись своя интеллигенция, свое общество. Шадрина встречалась с санкт-петербургским исследователем, правнуком Исаевой Анатолием Доновым, автором труда "Мария Констант, жена Достоевского". Книга о "кузнецких днях" Достоевского виделась все яснее. "Двадцать два дня из жизни Ф.М. Достоевского. Г. Кузнецк, 1856-57 гг." были Альбиной Степановной написаны и вышли в свет в издательстве "Кузнецкая крепость". Рецензенты-литературоведы отмечали историческую достоверность, документальность книги. По их мнению, это "серьезная научная работа, вводящая в научный оборот ряд ценных, ранее не известных фактов..." Сегодня изданные десять с лишним лет назад крохотным тиражом в 3 тысячи экземпляров "Двадцать два дня..." - библиографическая редкость. Книга, конечно, нуждается в переиздании. У Шадриной есть новые факты и сведения, которые сделают книгу полнее и интереснее.
Увлеченно работала Альбина Степановна и над исследованием по истории кузнецкого купечества. Ее труд вошел в академическое издание "Краткая энциклопедия истории купечества и коммерции Сибири". Материал собран уникальный. Поименного справочника кузнецкого купечества до сего времени не существовало. А ведь Шабалины, Шукшины, Шутовы, Поповы - известнейшие в позапрошлом веке купеческие фамилии. Ценным оказалось и общение с учеными-историками Сибирского отделения Академии наук.
По образованию Шадрина, кстати, историк. Диплом в Иркутском университете писала о художниках-передвижниках и об их связи с русским освободительным движением. Потом несколько лет работала научным сотрудником Иркутского художественного музея. Какая это была школа! Музей создавался как аналог Третьяковки и до сих пор считается одним из лучших в стране.
"На встречи с людьми мне вообще везло", - говорит Альбина Степановна. В университете она слушала лекции доктора исторических наук Шостаковича (двоюродный брат знаменитого композитора), замечательного ученого-декабристоведа Коваля. Шостакович на лекциях в оригинале читал Вергилия, Горация...
В Иркутске все было особенным. Альбина Степановна бережно хранит фотографию 1904 года. Тонкое и нежное женское лицо, пышная прическа... Это Агния Максимовна. У нее на квартире одно время жила Шадрина. Агнии Максимовне тогда было 86 лет. Она помнила, как Иркутск встречал цесаревича Николая - будущего императора Николая Второго. А в библиотеке музея работал старичок, рассказывали, как он после революции спасал книги. Списки идеологически вредных книг, которые подлежали уничтожению, подписывала Надежда Константиновна Крупская. "Рука не поднималась жечь, и библиотекарь прятал книги".
Так сложилось, что через какое-то время Шадрина переехала в Новокузнецк. Художественный музей, историко-архитектурный музей "Кузнецкая крепость"... Была директором и того, и другого. Именно Шадрина добилась нового помещения для художественного музея. Располагался он в то время в жилом доме на проспекте Металлургов. Не хватало места для хранилища, для экспозиций. А выставки в музее устраивались высокого уровня - из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа. "В таком городе, как наш, необходим хороший музей!" И убедила-таки председателя горисполкома. Перепроектировали здание на улице Кирова, предусмотрев просторные площади для художественного музея.
В Новокузнецке, между прочим, всегда были (и есть) свои прекрасные живописцы и графики. Выставки становились событием. Но вот с идеологией не всегда шли в ногу. На одной из выставок было вывешено полотно замечательного новокузнецкого живописца Ивана Лебедева. Идеологически выдержанное по теме, оно называлось "Шахтерский натюрморт". На полотне изображена рабочая раскомандировка: стол, на нем нехитрый шахтерский "тормозок" и рядом - газета "Советская культура". Инструктору по идеологии горкома КПСС такое сочетание показалось несовместимым. Он возмутился: "Художник издевается? Где видано, чтобы шахтеры читали "Советскую культуру"? Немедленно исправьте на "Кузнецкий рабочий"! Или вообще снимите!" Лебедев так и не понял, что от него хотят. Анекдотичную ситуацию как-то спустили на тормозах, и полотно осталось висеть. Натюрморт в итоге купил музей.
Да много всякого было. Скажем, отлучали музейных работников от чтения запрещенного Солженицына... "Благодарите свою партийную молодость, что из партии вас не исключаем", - заявили Шадриной на бюро горкома. Дали "строгача" с предупреждением.
От музейного прошлого и дружеского общения с художниками у Шадриной осталась прекрасная коллекция полотен. И не только кисти новокузнецких художников. Вот сиренево-лиловых тонов натюрморт москвича Дмитрия Косьмина. Пейзаж иркутянина Николая Башарина... Рядом во всю стену стеллажи с книгами. Собрание уникальное и подобрано с большим вкусом. Есть томики начала прошлого века, даже середины позапрошлого. Целая полка отведена, конечно, Достоевскому, воспоминаниям и литературе о нем.
Альбина Степановна сейчас профессионально занимается православным краеведением. Ездит с экскурсиями по святым местам, храмам, источникам в Кемеровской области и за ее пределами. Любимый маршрут - в направлении Салаирского кряжа. Там можно посетить три уникальных храма - в Гурьевске, Салаире и в селе Беково. В Салаире (как и в старинном селе Брюхановском, сейчас это село Красное) храм строил отец партизана Рогова. "Вот такие парадоксы истории: отец строил храмы, а сын с бандой пошел в поход, уничтожал эти храмы..." Храм в Салаире "чудесный". В этом году ему будет 100 лет.
А в районе Осинового Плесо, например, в начале позапрошлого века жили кузнецкие старцы - преподобные Зосима и Василиск. Зосиму в миру звали Захарием Верховским, он был в свое время блестящим столичным офицером. Зосима и Василиск поселились в тайге. Зосима оставил после себя воспоминания, "слова и наставления". Основал женский монастырь под Москвой, который потом получил статус пустыни. Сейчас монастырь восстанавливается. Зосима и Василиск причислены к лику святых. Паломникам из Новокузнецка удалось добраться до места, где жили пустынники.
На экскурсии с благословения настоятеля храма преподобного Серафима Вырицкого протоиерея Алексея Шульгина ездят послушницы Новокузнецкого сестричества. Наполненная служением богу и людям жизнь в сестричестве очищает душу. "Сотрудничество с сестричеством, с паломниками есть и мое послушание", - говорит Шадрина. Научную, исследовательскую работу Альбина Степановна не оставляет. Собирает данные о священниках Кузнецкого края с 1618 года до 20-х годов XX века. Есть один давний замысел, он связан с нашей духовно-православной культурой... Но подробно о нем пока говорить рано.

Дополнительные материалы

Альбина Степановна Шадрина: публикации
22 дня из жизни Достоевского: видеосюжет / ТВН
Герои книги «100 знаменитых новокузнечан»: Мария Исаева. Встреча с А. С. Шадриной
Е. Э. Протопопова (составитель), 2017
Видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео