Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Деятели культуры   \   Ляпин Александр Фёдорович

Знаменитые новокузнечане

Ляпин Александр Фёдорович Ляпин Александр Фёдорович Ляпин А., Липовой С.

Ляпин Александр Фёдорович

08.11.1935 г. - 08.07.2016 г.
Просмотров: 796

Композитор. Член Союза композиторов России (2012).
Заслуженный работник культуры РСФСР


Александр Федорович Ляпин родился 8 ноября 1935 года в г. Киселевске, где и прошли его детство, отрочество, юность. Первые музыкальные впечатления Александра Федоровича связаны с отчим домом, где музыка являлась неотъемлемой частью семейного уклада. Все члены семьи, обладая хорошими голосами от природы, любили петь. В доме звучала русская гармошка, балалайка, гитара, баян. Постоянным спутником музыка остается для Ляпина и в школьные годы. Он участник школьного хора, ансамбля шумовых инструментов. Много и увлеченно занимается на баяне.
Свою первую песню он написал совместно с другом М. Сосновским в 10 классе. Она называлась «Море». Это первое юношеское произведение и определило композиторский путь и дальнейшую творческую судьбу Александра Ляпина, связанную с жанром песни, вокальной музыки. По окончании школы его призывают в ряды Вооруженных Сил. Там он продолжает заниматься в художественной самодеятельности, играет в оркестре русских народных инструментов, организует самодеятельный хор. За время службы в армии им написано несколько песен, среди которых особое место занимают лирические песни «У знакомого окошка», «Ноль внимания» на слова В. Лушникова. После службы в армии А. Ляпин возвращается в родной Киселевск, где с большим интересом принимает участие в художественной самодеятельности.

В 1958-1962 гг. – учеба в Кемеровском музыкальном училище, по его окончании Александр Федорович работает директором детской музыкальной школы № 9 в Новокузнецке (первый директор этой школы), затем в Новокузнецком педагогическом училище № 1, где он ведет класс хорового дирижирования. Обретению самостоятельности, профессиональному, творческому росту А. Ляпина способствовали годы учебы в Новосибирской государственной консерватории 1962-1967 гг. на факультете хорового дирижирования заочного отделения. Где он повышает и оттачивает хормейстерское мастерство в классах старшего преподавателя И. М. Карягиной, доцента, Заслуженного работника культуры РСФСР Ю. А. Брагинского.
Проработав один год директором ДМШ № 9, А. Ляпин приходит к убеждению, что именно дирижерско-хормейстерская и педагогическая деятельность являются основным делом его жизни.
Он раскрывает себя как талантливый организатор и руководитель студенческих хоровых коллективов: Новокузнецкого педагогического училища (1963-1977), Новокузнецкого музыкального училища (1978-1982), Сибирского металлургического института (1967-1970), хоровой капеллы Дворца культуры «Строитель» (1970-1985), народного коллектива дворца культуры ЗСМК, ансамбля песни и танца «Сибирские узоры» (1985-1995), капеллы «Возрождение» культурного центра акционерного общества ЗСМК. На протяжении многих лет является главным дирижером сводного хора на городском празднике «Кузнецкая весна».
В 1974 году композитор принимал участие в открытии Новокузнецкого музыкального училища (ныне колледж искусств), где и преподает с 1977 года.
Ляпин - автор проекта «Изучение вокально-хорового наследия композиторов Сибири».

Непрерывное «общение» с вокальной музыкой, хоровым пением во многом определяет дальнейшую композиторскую деятельность А. Ляпина. Определяющий характер в его песенном творчестве приобретает героико-патриотическая и гражданская тематика. Свое претворение она находит в песнях, посвященных событиям и людям военных лет: «Поведайте потомкам ветераны», «У обелиска», «Ветераны», «О чем говорят обелиски» и др. Значительное место занимают песни, связанные с образами России, родного края, любимого города: «Дыхание Родины», «Снега России», «Я с тобой, моя Россия», «Песня об Иртыше», «Песня о Кузнецком крае», «Город мой, Новокузнецк», «Наш город», «Запсибовский вальс».
Городская тематика находит свое продолжение в песнях, повествующих о повседневной трудовой жизни людей разных профессий, их героизме, мужестве, крепкой дружбе, наставничестве: «Кузнецк и Магнитка», «Шахтерская юбилейная», «Марш строителей», «Если дружба крепкая». Важную часть вокального творчества составляют песни о вечных темах - любви, верности, преданности: «Солдаты не уходят от любимых», «Горькая правда», «Глаза», «Ох, напрасно я влюбился, говорят» и др.

Многие вокальные сочинения А. Ляпина прошли серьезное испытание на всероссийских, областных, городских конкурсах. На Всероссийском конкурсе патриотической музыки (1979) его песня «Наш город» была удостоена почетного диплома, а песни «Ветераны», «Кузнецкая наша земля», представленные на областном конкурсе на лучшую песню для массового хорового исполнения (1972), отмечены премиями. Песни «Наш город», «Город мой, Новокузнецк», «Если дружба тверда» на конкурсе-концерте на лучшую песню о Новокузнецке стали лауреатами. На конкурсе среди самодеятельных композиторов города на лучшую песню, посвященную 40-летию Победы над фашизмом, песня «Чистого неба вам» (слова и музыка А. Ляпина) получила первую премию, а в конкурсе на лучший гимн города Новокузнецка композитор стал обладателем диплома третьей степени. Александр Федорович – лауреат областного фестиваля-конкурса самодеятельных композиторов «Кузбасс – моя необходимость» (2003), дипломант областного музыкального конкурса, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (2005).

Александр Федорович Ляпин – композитор и музыкант, чьи песни постоянно звучат на радио и телевидении, на всех городских праздниках и торжествах. Его имя известно не только в родном городе, но и далеко за его пределами. Музыка Александра Ляпина воспринимается сразу. Она не нуждается в каких-то особых теоретических пояснениях. У этой музыки есть своя неповторимая интонация, истоки которой в русском фольклоре и городском романсе. Поэтому эти песни с таким удовольствием исполняются многими певцами и самодеятельными хоровыми коллективами.

Музыкальное творчество А. Ф. Ляпина – одна из самых ярких страниц музыкальной жизни нашего города. Александр Федорович – Заслуженный работник культуры, он первым из композиторов Новокузнецка стал членом Союза композиторов России. Он – автор двух музыкальных сборников: «Поведайте потомкам, ветераны» и «Песенки-чудесенки» на стихи новокузнецких поэтов. Лучшие хоровые коллективы Новокузнецка исполняют его песни на стихи С. Есенина, С. Кирсанова и др.

Творческая, педагогическая и общественная деятельность А. Ф. Ляпина отмечена высокими правительственными наградами. За плодотворную работу в обучении и воспитании педагогических кадров он в 1975 году награжден знаком «Отличник народного просвещения», а в 1979 году за заслуги в области культуры ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Среди наград А. Ляпина –почетные грамоты Администрации г. Новокузнецка, Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, знак «Отличник народного просвещения», медаль «60 лет Кемеровской области».


Композиторская деятельность в Новокузнецке: провинциальные акценты / А. В. Прибыткова // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 280-281.
Александр Федорович Ляпин родился 8 ноября 1935 года в небольшом шахтерском городке Киселевске, где прошли его детство, отрочество, юность. После окончания школы в 1954 году он был призван в ряды Советской Армии в войска наблюдения, оповещения и связи… Служба проходила в Куйбышевск-Восточная Амурской области (ныне Белогорск). Здесь он был радиотелеграфистом I класса. Руководил хором армейской части. Данный хор успешно выступал в Благовещенске, Хабаровске.
Пробуя свои силы в области дирижерско-хормейстерской деятельности, проявляет все больший интерес к сочинительству. За время службы в армии им написано несколько песен, среди которых особое место занимают лирические песни «У знакомого окошка», «Ноль внимания» на слова В. Лушникова.
В 1958 году, успешно сдав вступительные экзамены в Кемеровское музыкальное училище, А. Ляпин был зачислен в класс преподавателя хорового дирижирования Заслуженного работника РСФСР П. А. Бурнашова, оказавшего огромное влияние на формирование и развитие Александра как музыканта и личности.
В 1962 году А. Ляпин завершает учебу в Кемеровском музыкальном училище. Обретению самостоятельности, профессиональному, творческому росту А. Ляпина способствовали годы учебы в Новосибирской государственной консерватории 1962-1967 гг. на факультете хорового дирижирования заочного отделения. Где он повышает и оттачивает хормейстерское мастерство в классах старшего преподавателя И. М. Карягиной, доцента, Заслуженного работника культуры РСФСР Ю. А. Брагинского.
После окончания Кемеровского музыкального училища Александр Федорович по направлению едет работать в город Новокузнецк.
Безупречное владение хоровой интонацией, техникой и культурой многоголосного пения, умение достигать красивого, ровного, полного звука, его разнообразной окраски, добиваться ясного округлого звучного слова, позволило дирижеру-хормейстеру смело расширить жанрово-стилевой диапазон исполнительского репертуара. На городских, областных смотрах, конкурсах,
фестивалях наряду с обработками русских народных песен, массовых песен советских композиторов звучала хоровая музыка старинных мастеров, сочинения русских и зарубежных композиторов XIX века, хоровые произведения XX пека, среди которых выделяются «Патетическая оратория» и «Курские песни» Г. Свиридова.
Особое место в дирижерско-хормейстерской деятельности А. Ляпина занимает его творческое сотрудничество с хоровой капеллой Дворца культуры «Строитель», которой он руководил на протяжении пятнадцати лет. Александр Федорович приходит в трудный, кризисный период для хоровой капеллы – она практически распалась. За короткое время он восстанавливает хоровой коллектив, что потребовало не только самоотверженности, полной самоотдачи, профессионального мастерства, но и умения идти в ногу со временем и видеть перспективу развития данного творческого содружества. В результате возник коллектив, который по праву стал образцом вдумчивого и серьезного отношения к хоровой музыке, вокальному искусству, заинтересованным пропагандистом народного творчества, творчества русских и зарубежных композиторов. Непрерывное «общение» с вокальной музыкой, хоровым пением во многом определяет дальнейшую композиторскую деятельность А. Ляпина, в которой жанры камерно-вокальной, ансамблевой, хоровой музыки заняли ведущее положение и ярко вспыхнув, шли изнутри самобытного таланта автора.
В тяготении к музыке распевного слова, с выдвижением на первый план чисто песенной природы творчества, в преобладании гражданско-патриотической, нравственно-этической направленности творческих замыслов А. Ляпин выступает продолжателем лучших русских традиций, обогащая и развивая их.
Центральное место в вокальном творчестве композитора занимает жанр песни, представленный в различных исполнительских вариантах – сольном, ансамблевом, хоровом. В трактовке жанра обозначились характерные стилевые черты музыкального мышления А. Ляпина: яркий, щедрый мелодизм при органичном взаимодействии декламационных приемов с песенным началом, кантиленой: национальная определенность музыкального языка, истоки которого в русском фольклоре, городском романсе, отечественной массовой песне; естественность, выразительность гармонической лексики, фактурно-тембровых средств; структурная, композиционная ясность и стройностьс преобладанием куплетности и вариантно-вариационного принципа развития тематического материала; использование в одном сочинении интонационно-жанрового сплава лирического, драматического, эпического, что позволяет создавать емкий и точный по содержанию музыкально-эпический образ.
В жанре песни композитор концентрирует свое творческое внимание на темах, которые никогда не теряют своей значимости и актуальности. Он говорит о самом главном и сокровенном – о России, о любви к прекрасному сибирскому краю, о его прошлом и настоящем, о повседневной жизни народа, его духовной силе, красоте, богатстве души в минуты радости, печали, превращая песню в небольшую поэму, рассказ, монолог-размышление, лирическое высказывание.
Сквозной и определяющий характер в песенном творчестве А. Ляпина приобретает героико-патриотическая, гражданская тема. Свое претворение она находит в песнях, посвященных событиям и людям военных лет: «Поведайте потомкам ветераны» (сл. М. Нагнибеды), «У обелиска КМК» (сл. Ф. Емельянова), «Ветераны» (сл. В.Тихомирова), «О чем говорят обелиски» (сл. В. Цыбина), «Трептов-парк» (сл. Н.Агеева), «Песня об орлах» (сл. М. Цуранова), «Солдаты не уходят от любимых» (сл. Л Землянского).
Значительное место занимают песни, связанные с образами России, родного края, любимого города: «Дыхание родины» (сл. Л. Дымовой), «Снега России» (сл. Парпары), «Я с тобой, моя Россия» (сл. И. Браун), «Песня об Иртыше» (сл. Н. Агеева), «Песня о кузнецком крае» (сл. Ю. Жилиной), «Город мой, Новокузнецк» (сл. А. Лыкова), «Наш город» (сл. И. Агафонова), «Запсибовский вальс» (сл. А. Ляпина).
Городская тематика находит свое продолжение в песнях, повествующих о повседневной трудовой жизни людей разных профессий, их героизме, мужестве, крепкой дружбе, наставничестве: «Кузнецк и Магнитка» (сл. Э.Угрюмова), «Шахтерская юбилейная» (сл. Л. Казаченко), «Марш строителей» (сл. А. Ляпина), «Кузнецкая милиция», «Ветераны КМК» (сл. И. Агафонова), «Если дружба крепкая» (сл. Б. Дубровина).
Важную часть вокального творчества А. Ляпина составляют песни, где лирический тип высказывания определяет их суть, характер, настроение. Им свойственны проникновенность, искренность, сочетание теплоты, сердечности, светлой грусти и большой внутренней силы, стремление автора поговорить по душам о вечных темах человеческой жизни – любви, верности, преданности: «Солдаты не уходят от любимых» (сл. А. Землянского), «Горькая правда» (сл. И. Агафонова), «Глаза» (сл. Ф. Балкаровой), «Говорят, что некрасива» (сл. Ю. Мельникова), «Ох, напрасно я влюбился говорят» (сл. К. Жилиной), «Как у Волги – иволга» (сл. И. Кохановского), лирические песни для вокального ансамбля: «Березка» (сл. В. Котова), «Тополек» (сл. В. Кирсанова), «Август» (сл. Л. Каримовой).
Контрастом выступает еще одна грань творчества А. Ляпина – обращение к жанру частушки – «Частушка» (сл. С. Кирсанова), задорным шуточным и характерным песням – «Тише, тише» (сл. В. Харитонова), «Есть такое в женщине» (сл. М. Цуранова), «Жил да был» (сл. И Рождественского), психологизированному монологу-размышлению о человеческом достоинстве, совести – «Монолог» (сл. Р. Рождественского).
В процессе освоения жанра песни обнаруживается стремление композитора к воплощению музыкально-поэтических замыслов на уровне цикличности. Появляются два контрастных между собой цикла – цикл на стихи поэтов-декабристов «Приди, о истина» и вокальный цикл для детей «Песенки-чудесенки» на слова Э. Гольцмана, наполненный светом, радостью бытия.
Неизменной и постоянной сферой композиторской деятельности остается хоровая музыка, разнообразная в идейно-образном плане, стилистическом, драматическом: поэма «Буревестник» по произведению М. Горького, триптих на слова С. Есенина «Колокол дремавший», «Заиграй, сыграй, тальяночка», «Вечером синим», «Послесловие к Рождеству Христову» на слова А. Ляпина, «Ода музе» на славянский текст Н. Львова, «Да будет светел каждый час» на слова Л. Прокофьева.
Многие вокальные сочинения А. Ляпина прошли серьезное испытание на всероссийских, областных, городских конкурсах: на Всероссийском конкурсе патриотической музыки (1979 г.): песня «Наш город» на сл. И. Агафонова была удостоена почетного диплома. Песни «Ветераны» (сл. В. Тихомирова), «Кузнецкая наша земля» (сл. Ю. Жилиной) были представлены на областном конкурсе на лучшую песню для массового хорового исполнения (1972 г.). Также отмечены премиями песни: «Наш город» (сл. И. Агафонова), «Город мой, Новокузнецк» (сл. А. Лыкова), «Если дружба тверда» (сл. Б. Дубровина), которые на конкурсе-концерте на лучшую песню о Новокузнецке стали лауреатами.
На конкурсе среди самодеятельных композиторов города на лучшую песню, посвященную 40-летию Победы над фашизмом, песня «Чистого неба вам» на слова А. Ляпина получила первую премию, а в конкурсе на лучший гимн города Новокузнецка композитор явился обладателем диплома третьей степени. Александр Федорович – лауреат областного фестиваля-конкурса самодеятельных композиторов «Кузбасс – моя необходимость» (2003 г.), дипломант областного музыкального конкурса, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (2005 г.). «Баллада об обелисках» Александра Ляпина стала победителем II Областного фестиваля-конкурса самодеятельных композиторов «Песни Кузбасского сердца», посвященного Дню Победы, организуемого и проводимого Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области и Кемеровский областной центр народного творчества и досуга, а сам композитор был удостоен звания лауреата данного фестиваля-конкурса.
Вокальные сочинения композитора звучат по радио, на телевидении, издаются в печати. В 1995 году издательство «Кузнецкая крепость» выпустило авторский сборник песен, посвященный 50-летию Победы «Поведайте потомкам, ветераны», где в разных аспектах представлены ведущие темы творчества Александра Федоровича. По словам В. Анненкова: «Композитор в первую очередь ищет именно тот образный строй, который делает песню маленькой поэмой, повестью или рассказом. Но за этим всем «маленьким» скрывается глубокая мысль. А до этого – скрупулезная работа с поэтическим текстом, чтобы каждая музыкальная интонация, каждая нота аккомпанемента «работали» на образ, заложенный в стихах».
Его безупречное чувство адреса песни приносит произведениям популярность, помогает им найти путь к сердцу слушателей.
Постоянными исполнителями сочинений А. Ляпина были А. Ленский, В. Яркин, Е. Хохлов, камерный хор под управлением Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации С. Липового, а также концертмейстеры В. Баскаков и Л. Суринова.
Хочется привести теплые слова, высказанные в адрес композитора Сергеем Липовым: «Ваше творчество – яркая, самобытная страница жизни Новокузнецка, это богатство, которое нельзя отнять. И мы рады пропагандировать эту музыку. Желаем Вам творческих идей, здоровья и оптимизма».
Произведения Александра Федоровича высоко оценили не только в Новосибирской консерватории, которую, он когда-то окончил, но и в Москве, куда он отправил Рецензию на свое творчество. Так и заметили в столице новокузнечанина Александра Ляпина. И теперь он первый в Новокузнецке член Союза композиторов России: «То, что собрались люди, обсудив мои произведения, дали какую-то положительную оценку, единогласно приняли в союз композиторов, греет душу. Но я отношусь к этому совершенно спокойно».
Накопленный богатый музыкально-практический опыт в сфере хорового дирижирования позволил А. Ляпину активно участвовать в работе городского хорового общества, оказывать методическую помощь преподавателям музыкальных школ, выступать в качестве руководителя семинарских занятий на городских педагогических чтениях. Проблемы музыкального воспитания и образования в области хорового дирижирования нашли свое отражение во многих методических работах А. Ляпина: «Из опыта работы над техникой дирижирования», «Анализ хоровой партитуры», «Практические советы по хоровой аранжировке», «Воспитание психофизических возможностей дирижера-исполнителя» и др.


Произведения композитора
  • Поем тебя, наш город-сад! [Ноты] : песни новокузнецких авторов / [авт. вступ. ст. И. В. Мороз ; сост. Е. К. Яким ; муз. ред. В. Г. Баскаков]. – Новокузнецк, 1986.
  • Поведайте потомкам, ветераны [Ноты] : песни [о Новокузнецке] / А. Ляпин. – Новокузнецк : Кузнецкая крепость, 1995. – 52 с.
  • Песенки-чудесенки [Ноты] : вокальный цикл для детей / Александр Ляпин ; [стихи Э. Гольцмана]. – Новокузнецк : [б. и.], 2002. - 23, [1] с.
  • Встают на смену сыновья [Ноты] / А. Ляпин // Шахтерское сердце поет : сборник шахтерских песен композиторов Кузбасса. – Кемерово, 2013. – С. 69-73.

Дополнительные материалы

Наш композитор // Кузнецкий рабочий. 2012. 31 марта.
Первый в Новокузнецке: видеосюжет / ТВН.
Искусству – виват! / Наталья Шабалина // Кузнецкий рабочий. 2011. 14 апреля.
Планы на будущее строит человек молодой / Т. Тюрина // Кузнецкий рабочий. 2010. 18 ноября.
Т. А. Антипова, Н. Д. Сычева (составители), 2016
Видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео