Будни и праздники преподавателя фортепиано школы искусств № 48
Учитель музыки? Подумаешь работа!
Мне скажут скептики уверенно в лицо.
Экономист, юрист – вот это модно.
Инспектор, инженер, в конце концов.
Вздохну я, улыбнусь, не буду спорить,
Доказывать и убеждать - желанья нет.
Им посмотреть, послушать только стоит.
Чтобы понять, какой лучистый свет
Струится в душах музыкой рожденных,
В гармонию и красоту влюбленных.
Они звенят, они поют, они парят.
Всему и всем свою любовь дарят.
О. Короткова
Удивительное искусство - музыка! И учить музыке – искусство не менее удивительное! Учитель музыки должен не только ответить на любой вопрос ребёнка, но и слышать его чувства, наполнять их музыкой. Ирина Николаевна Сасова является таким учителем. Она преподает предметы разной специализации: фортепиано, академический вокал, ведёт группу детей дошкольного возраста по предмету «Игровое музицирование» на отделении раннего эстетического развития. И во всех этих областях она успешна!
В музыкальную школу № 6 (сейчас ДШИ № 48) ее привёл папа, он был большим любителем классической музыки. Профессию «преподаватель фортепиано, концертмейстер» выбрала потому, что в музыкальной школе перед глазами был вдохновляющий пример её педагога - прекрасной пианистки Сасовой Берты Яковлевны. В 1983 году окончила Новокузнецкое музыкальное училище. Училась у одного из лучших преподавателей Кузбасса - Романовой Людмилы Константиновны.
Получив педагогический опыт в хоровой студии «Вита», она очень полюбила петь. В 1995 году Ирина Николаевна окончила Кемеровский государственный институт искусств и культуры по специальности «дирижёр академического хора, преподаватель теории музыки, концертмейстер». В 2015 году в том же институте прошла переподготовку по классу вокала и получила ещё один диплом.
- Я многое переняла у своих учителей. Считаю, что училась у самых лучших педагогов. Их огромный талант и опыт помог мне состояться в профессии.
Ирина Николаевна отлично разбирается не только в профессиональных тонкостях, но и в широком круге общественной жизни: психологии, педагогике, искусстве, религии, политике. Все эти знания помогают ей так выстроить учебный процесс, что каждый урок приносит пользу и умеет выслушать ученика в доверительном разговоре, пошутить, привести пример из собственной жизни, подбодрить, вселить веру в себя, направить внимание в нужном направлении, а также умеет быть строгой и требовательной.
- В начале моего педагогического пути стиль преподавания у меня был достаточно авторитарный. С опытом пришло понимание, что видя в учениках только исполнителей своей воли, не будет успеха. Стала искать пути взаимодействия с учеником. Знание их контекста жизни, их мыслей чувств помогают создавать атмосферу творческого сотрудничества. Прежде всего, стремлюсь почувствовать духовный и душевный потенциал ребенка, реализовать его через музыку - будь то фортепиано, вокал или игровое музицирование.
Ирина Николаевна всегда ориентируется на результат, ставит конкретные цели, знает пути достижения этих целей. Сначала преподавала только фортепиано. Её ученики всегда выступали на площадках города. Волкова Карина, Худиева Эльвира, Игнатьева Анжелика, Мелещенко Александра, Гонтаренко Елизавета, Доманова Елизавета, Заборовская Анастасия неоднократно становились лауреатами городских, зональных, областных, всероссийских, международных конкурсов.
Особая гордость класса И. Сасовой – Заборовская Анастасия. Она неоднократный лауреат конкурсов разного уровня, стипендиат Губернаторского фонда «Юные дарования Кузбасса». Анастасия по итогам 2016-2017 учебного года прошла отбор строгой комиссии и была приглашена в Президентский образовательный центр для одарённых детей «Сириус» в г. Сочи, где проходила обучение в ноябре 2017 года. Она выбрала путь профессионального обучения. Сейчас учится в Центральной музыкальной школе при консерватории им. М. И. Глинки в Новосибирске.
Работая с детьми дошкольного возраста, Ирина Николаевна опирается на методику Льва Вячеславовича Виноградова - старшего научного сотрудника Московской академии педагогических наук. Эта методика включает в себя все достижения педагогов-музыкантов нашей страны и ближнего и дальнего зарубежья. С помощью этой методики формируется опыт музыкальной деятельности у маленьких музыкантов, развивается их творческая и музыкальная фантазия. Они осваивают так называемые собственные инструменты – «топы, хлопы, шлёпы, щелки», инструменты малого ударного состава, Орф-инструменты – «металлофоны, ксилофоны, глёкеншпили», учатся взаимодействовать через язык музыки. Всё это на уроке педагог превращает в радостное действо.
С 2001 года учащиеся отделения раннего эстетического развития под руководством И. Сасовой регулярно выступают на городских площадках в концертах, фестивалях и конкурсах. Театрализованные музыкальные номера, постановки музыкальных сказок – это итог полученных навыков на уроках. В 2002 году, созданный И. Сасовой штабшпильный ансамбль стал лауреатом на первом областном конкурсе «Играем вместе!» в г. Кемерово. Большинство учащихся этого отделения продолжают обучение по основному курсу школы, выбрав какой-либо музыкальный инструмент. Ирина Николаевна успешно реализует себя и как преподаватель академического вокала.
- Большое влияние на меня оказала встреча с Виктором Вадимовичем Емельяновым – создателем фонопедического метода развития голоса (ФМРГ). Его глубоко научный подход к развитию вокальных возможностей человеческого голоса трудно переоценить. Его метод универсален. Получить эти знания и навыки из первых рук, проверить их на себе, слышать результат развития вокальных возможностей и одновременно видеть личностный рост учащихся – это ли не профессиональное счастье! Конечно, нужно самому педагогу правильно понимать материал, просто и ясно излагать его ученику, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подбирать репертуар так, чтобы голос звучал наиболее ярко.
Её ученики: Каххарова Зарина, Волкова Карина, Бояринцева Алина, Кондакова Маргарита, Жукова Дарья неоднократно становились лауреатами конкурсов разных уровней. Выпускница Сасовой по вокалу Коняхина (Калинина) Мария - студентка Российской академии театрального искусства (ГИТИС) в г. Москва. Она готовится стать артисткой музыкального театра. Щетинкина (Казанцева) Алёна учится в Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки на факультете академического вокала.
В разные годы Ирина Николаевна была участником:
- трио – Сасова И.Н. (ф-но), Евграфова З.А.(скрипка), Солонко Р.И.(скрипка),
- трио - Сасова И.Н. (ф-но), Троценко Т.В.(скрипка), Сасов А.Ю.(скрипка),
- дуэт - Сасова И.Н. (ф-но), Рябченко И.В.(виолончель),
- дуэт - Сасова И.Н. (ф-но), Колобова Л.В.(ф-но).
Ирина Николаевна в течение 10-ти лет возглавляла городское методическое объединение отделений раннего эстетического развития, 15 лет является заведующей отделением раннего эстетического развития в школе.
Ирина Николаевна убеждена, что, благодаря обучению классической музыке в ребенке развиваются качества, которые помогут ему в дальнейшей жизни стать успешным в любой области.
- С детьми возможно работать только с добрым сердцем и признавая в них личность. Соприкасаясь с музыкой через меня, хочу, чтобы они больше узнавали о себе, о мире, об отношениях как между звуками, так и между людьми, научились проживать правду музыки. Понимаю, что не все станут музыкантами, но соприкоснувшись с хорошей музыкой в детстве, они будут чувствовать её благотворное влияние всю жизнь.
Н. Н. Иващенко, зав. библиотекой ДШИ № 48