Главная   \   Новости   \   Читаем город. Имя в истории Новокузнецка   \   Легендарная история педакадемии: Надежда Ефимовна Разенкова

Легендарная история педакадемии: Надежда Ефимовна Разенкова

Событие: 15 января 2018
Категория: Читаем город. Имя в истории Новокузнецка
Дата публикации: 15 января 2018
«Судьба человека»… Это понятие толкуется как «складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств, участь, доля». Но разве от самого человека ничего не зависит? От его способностей, желаний, интересов и стремлений? Жизнь человека определяется как внешними обстоятельствами, так и личностными притязаниями, она неразрывно связана с историей и культурой своей страны, семьей. Именно поэтому, мы говорим о «линии жизни».
14 июля 1947 года в небольшом селе Прогресс Кемеровской области родилась девочка, которую назвали Надей. Ее родители были родом из крестьян и вырастили семерых детей. Нравственными основами в семейном воспитании детей были труд, честность, уважительное отношение к старшим. Мария Алексеевна называла дочку «золотой серединкой» и очень надеялась, что она вырастет достойным человеком.
Шли годы, Надя поступила в 1 класс сельской школы. Прилежно занимаясь, она всегда помогала родителям: трудилась по дому, в огороде, присматривала за младшими братьями и сестрами. В школе отмечали добросовестность и инициативу девочки, любовь к чтению. В 3 классе ее приняли в пионеры, а уже через два месяца избрали председателем пионерской дружины. Практически сразу самыми любимыми предметами стали математика и геометрия. Надежде нравилось находить свой вариант решения задачи или теоремы. Первая учительница Анна Степановна часто оставляла любимую ученицу в классе «за себя» и говорила: «Ты - пытливая, будешь хорошей учительницей!».
После восьмилетнего обучения, в 1962 году, Надежда поступила в Киселевское педагогическое училище. Деятельную девушку сразу заметили педагоги, а сокурсники, признав в ней лидера, избрали на общем собрании секретарем комсомольской организации училища. «Мы – сами!» - ее девиз стал определяющим в работе комсомольской организации этого образовательного учреждения на долгие годы.
Жажда познания, стремление разобраться в окружающем мире, природные способности, работоспособность позволили сформироваться самостоятельной, творческой личности, а доброта и воспитанная с детства отзывчивость стали основой выбранной профессии. Как-то Валентина Ивановна, одна из преподавателей училища, обращаясь на лекции к студентам 2 курса, сказала: «Ученым можешь ты не быть, а учителем ты быть обязан!». Надежда не согласилась и перефразировала: «Учитель – ты ученый. Им обязан быть!».

Первая запись в трудовой книжке от 19 августа 1966 года: «Назначена учителем математики в Васьковскую восьмилетнюю школу». Сначала Надежда учительствовала в 5-6 классах, затем преподавала математику, черчение, немецкий язык в старших классах Тарасовской школы. Работа занимала все время, стала главным смыслом в жизни начинающего учителя, той четко обозначенной линией личностного и профессионального развития, которая определила всю ее будущую жизнь.

В 1967 году она поступает на физико-математический факультет Новокузнецкого пединститута и с головой уходит в учебу и общественную работу. Прочитав еще в школе книгу А. Фадеева «Молодая гвардия», она всегда стремилась быть вожаком, похожим на Олега Кошевого. Надежда Разенкова стала секретарем комсомольской организации факультета, организатором первого студенческого отряда проводников, комиссаром первого стройотряда института, зачинателем многих интересных мероприятий, акций и полезных дел. Принцип «все делать на совесть» помогал и в учебе. Именно в этот период обучения в институте активная и творческая студентка все больше увлекается наукой. Идеи А.С. Макаренко, труды научного консультанта, доктора педагогических наук Л.Ю. Гордина о педагогическом стимулировании нравственного самовоспитания старшеклассников, теория и методика И. П. Иванова помогли определить студентке, а затем аспирантке концепцию собственной профессиональной деятельности. «Учиться никогда не поздно!» - говорила и говорит она сейчас, всегда следует этим словам, проживая каждый день с самоотдачей и интересом к познанию.

Обучаясь в целевой аспирантуре по специальности «Теория педагогики» Новосибирского ГПИ (1974-1977), Надежда Ефимовна работает над диссертацией по теме «Формирование у старшеклассников потребности в воспитании детей», которая инициировала внедрение в практику основной образовательной школы нового учебного предмета – «Подготовка к семейной жизни». В 1982 году ей присваивается ученая степень кандидата педагогических наук, а уже через пять лет решением совета института - ученое звание доцента.
Молодому педагогу было у кого учиться. Большую роль в ее профессиональном становлении сыграл Иван Сергеевич Окладников, зав. кафедрой педагогики, именно он помог ей сформировать собственную научную позицию; Галина Михайловна Поддубная, старший преподаватель педагогики, научила педагогическому такту. Надежда Ефимовна благодарна Яворскому Рэму Леонидовичу (в те годы ректор института), который помог ей в профессиональном становлении как декана, давал советы, поддерживал.
Немногие знают, что с 1981 года она на общественных началах заведовала отделением начального обучения и только через три с половиной года, будучи старшим преподавателем кафедры педагогики и методики начального обучения, была назначена советом института на должность декана факультета ПМНО. Ее считают не только основателем нового, востребованного страной факультета, но и руководителем, за короткий срок сумевшим создать дружный коллектив педагогов-единомышленников, увлечь студентов методикой коллективных творческих дел.
Коллеги отмечают, что ее профессиональная карьера развивалась ярко и стремительно: в 1986 году Разенкова была назначена на должность проректора по учебной работе, позже временно исполняла обязанности ректора Новокузнецкого педагогического института, а в октябре 1993 года стала деканом вновь открытого факультета дошкольной педагогики и психологии в связи с избранием по конкурсу. «Такое только ей по плечу!» - говорили многие, признавая ее организаторские способности, целеустремленность, незаурядную работоспособность, результативность, креативность мышления, чуткое отношение к людям.

Более 24 лет Надежда Ефимовна Разенкова руководит факультетом ДиКПиП, выпускники которого успешно работают в образовательных учреждениях не только российских регионов, но и в странах малого и дальнего зарубежья. Педагогами факультета были самостоятельно разработаны учебные планы, программы; апробированы десятки новых подходов к организации образовательного процесса: межпредметные курсы, образовательные тренинги, проектная методика, интегрированные уроки, исследовательские лаборатории, дистанционное обучение, тьюторство; определены новые подходы к оценке образовательного процесса; разработаны и внедрены современные модели организации педагогической практики по направлениям профессиональной подготовки студентов.
На факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии сложилась практика проведения совместных творческих дел, студенты активно участвуют в предметных олимпиадах различного уровня, в международных конкурсах, фестивалях творчества, спортивных соревнованиях, становясь победителями.

На вопрос о самых главных результатах работы как декана факультета Надежда Ефимовна ответила: «Создание профессионального коллектива единомышленников». Конечно, это так! Факультет внес большой вклад в развитие профессиональной подготовки: открыты коррекционные направления, что важно для региона; сложились прочные связи с крупнейшими ВУЗами Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Новосибирска, Барнаула и других городов.

Одним из главных жизненных приоритетов для нее является семья: сын Андрей, внук и две внучки. Очень любит она природу, свой уютный сад – любовь к земле с детства. Успевает даже осуществлять свою мечту: в последние годы много путешествует вместе с внуками по миру, знакомясь с культурой других стран и народов, подмечает интересное и непременно рассказывает об этом друзьям.

Сегодня факультет ДиКПиП - один из самых больших в структуре ЦПО НИФ КемГУ, на нем обучаются по двум направлениям и 6 профилям профессиональной подготовки более тысячи студентов. За годы ее руководства факультет стал лидером в организации курсов профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации педагогических работников, много лет подряд является организатором Всероссийских олимпиад по психологии, специальной педагогике и психологии, психологии и педагогике дошкольного образования.
Многие годы Надежда Ефимовна активно участвует в просветительской, методической, научно-исследовательской работе в образовательном пространстве Кемеровской области.
В 2000-х годах, занимаясь проблемой непрерывного образования, плодотворно взаимодействовала с педагогическими училищами и колледжами, входила в состав комиссии по экспертизе научно-методических материалов преподавателей ОУ системы СПО Кемеровской области.
В знак признания достигнутого образовательного и профессионального уровня и значительный вклад в теорию и практику эмоционально-экспрессивного развития личности в системе непрерывного образования в 2013 году Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет присудил ей профессиональную степень доктора психологии.
Разделяя мысль Н. Г. Чернышевского о том, что «образование - самое великое благо для человека», она многие годы является экспертом профессионального жюри Кузбасской ярмарки «Образование Карьера. Занятость», разработчиком образовательных проектов: «Воспитательная система ОУ», «Школа как центр непрерывного образования личности», «Психолого-педагогическое сопровождение студентов».
За годы профессиональной деятельности она написала около 200 научных статей и 5 монографий, создала 40 учебных пособий. Из восьми ее аспирантов, уже три человека успешно защитились и получили ученую степень кандидата педагогических наук.
За плодотворную работу Н.Е. Разенкова награждена знаками «Победитель XI пятилетки», «Отличник образования РФ», «Почетный работник ВПО», медалями Кемеровской области «За достойное воспитание детей», «За веру и добро», многочисленными грамотами и дипломами.
Учитель - слово, которое в странах Востока пишут с большой буквы. Призвание, которое требует от человека всех его сил и способностей без остатка.
В 2014 году появился в свет 17 том уникального биографического справочника «Кто есть кто: Всемирное издание», в списке наиболее признанных российских педагогов – ее имя - Разенкова Н. Е. и несколько строк, за которыми годы, десятилетия высокого служения профессии и людям.

Пантыкина Елена Михайловна, заслуженный учитель РФ
Просмотров: 1992