Главная   \   Новости   \   Читаем город   \   Еще раз о первом сибирском трамвае

Еще раз о первом сибирском трамвае

Событие: 15 сентября 2017
Категория: Читаем город
Дата публикации: 15 сентября 2017
Всматриваясь в славные страницы истории нашего города, невольно вспоминаешь годы первой пятилетки, ставшие поистине целой эпохой индустриализации страны и нашего города в частности. В это время страна наряду с Магниткой возводила Кузнецкстрой.
Именно в 1920-1930 годы духовно и архитектурно формировался наш «Город-сад», его левобережная часть с домами, улицами, дорогами, площадями.


Чтобы доставлять рабочих на Кузнецкий металлургический завод, нужен был транспорт. Самым быстрым, вместительным и демократичным на тот момент был трамвай. Это понимало тогдашнее руководство города во главе с Р. М. Хитаровым.

3 июня 1933 года решением бюро ГК ВКП(б) была утверждена трамвайная тройка в составе Р. М. Хитарова, первого секретаря ГК ВКП(б), Е. С. Алфеева, председателя горисполкома и Я. А. Кроника, заместителя начальника Кузнецкстроя по строительству. 20 июля на расширенном заседании при начальнике Кузнецкстроя С. М. Франкфурте было принято окончательное решение о строительстве трамвая в городе, и уже 26 июля Сергей Миронович Франфуркт издает специальный приказ № 541 по управлению КМК о начале строительства трамвая.

В рекордно короткие сроки, всего за четыре месяца в 1933 году был построен трамвайный путь со всей инфраструктурой. Для пуска трамвая, изготовленного на Мытищинском машиностроительном заводе по распоряжению самого наркома черной металлургии Серго Орджоникидзе, прибыло 8 моторных вагонов и 10 прицепных вагонов. Жаль, что эти трамваи не сохранились до наших дней.

30 ноября 1933 года в нашем городе состоялся торжественный пуск первого сибирского трамвая. Газета «Большевистская сталь» вышла полностью посвященная пуску трамвая в городе. Да, он был первым в Сибири и второй в России восточнее Урала, после Владивостока (1912).
Вначале была проложена всего однопутная линия по маршруту № 1 «ДОЗ – Вокзал», которая проходила по Ворошиловскому шоссе (ныне проспект Строителей) с остановками: «Доз» - «2-я Береговая» - «Конный двор» - «Стадион» - «Военный городок» (современный район ГИДУВа) - «Заводоуправление» (современное кольцо КМК). Затем трамвай сворачивал на улицу Орджоникидзе с остановками: «Пожарка» - «Водоканал» (современное пересечение улиц Орджоникидзе и Пирогова), и в районе площади Маяковского трамвай поворачивал на проспект Молотова (ныне проспект Металлургов) с остановками: «Соцгород» (современный район краеведческого музея) - «Звуковое» (ныне кинотеатр «Коммунар») - «Вокзал».

Первые два года была однопутка и на разъездах «Конный двор», «Военный городок», «Пожарка» и «Звуковое» трамваи ожидали встречные вагоны, чтобы разъехаться. В 1935 году построили вторые пути, и трамваи двигались уже без простоев.

Первоначально на конечных остановках трамвая не было рельсовых колец, и вагоновожатые, перейдя в хвостовую часть вагона, начинали движение трамваев в обратном направлении. Зимы тогда были очень холодные, отец мне рассказывал, что вагоновожатым и кондукторам в первые годы работы трамвая выдавали шубы и валенки в качестве спецодежды.

В 1934 году ввели в строй маршрут трамвая № 2 «ДОЗ-Левый берег», он, поворачивая на улицу Школьную (ныне проспект Пионерский), ехал на Болотную площадку до Томи и затем до Левого берега. В том же году трамвайную линию продлили до парка культуры и отдыха на Водной станции, куда каждое лето горожане ездили отдыхать и купаться в Кондоме.
В том же году вступил в строй маршрут № 3 «Гортеатр-Араличево» (ныне Куйбышево) с остановками: «Гортеатр»(ныне Театр металлургов) - «Сибирский институт черной металлургии» (сейчас старый корпус СибГИУ) - «Рабочий посёлок» - «Железнодорожный мост» - «Куйбышево».

Последующие годы были временем строительства все новых трамвайных маршрутов.
В 1938 году 2-й трамвайный маршрут пошел в Старокузнецк по первому капитальному мосту через реку Томь до кольца на Советской площади. В 1956 году линия была продлена по улице Ленина до Малоэтажки, а в 1963 году – до мебельной фабрики.
В 1969 году были построены трамвайные пути от 30-го квартала через алюминиевый завод до мебельной фабрики, связав таким образом промышленную зону Старокузнецка с Малоэтажным поселком.
В 1980—1981 годах велось строительство трамвайных путей из Кузнецкого района в Орджоникидзевский район, 19 февраля 1981 года открыто движение до ост. «Байдаевская», а 18 апреля 1987 года введён в эксплуатацию участок путей до ост. «Таштагольская», введены новые маршруты № 6 и № 8 до ост. «Советская площадь» (сначала от ост. «Байдаевская», затем от ост. «Таштагольская»).
В 1950 году была построена трамвайная линия «КМК-Точилино», что стало большим подспорьем жителям южной окраины города, ведь многие из них работали на металлургическом заводе.

В 1963 году трамвайную линию продлили до лыжной базы, а в 1966 году город сделал подарок любителям лыжных прогулок: была построена трамвайная линия «Лыжная база - Сосновый бор», и по выходным в Сосновку на трамвае устремились лыжники.

В 1968 году была построена линия по проспекту Курако, а в 1969 году открыто трамвайное движение на Запсибе, связавшее Заводской район с ЗСМК.

Планировалось пустить скоростной трамвай в Новоильинский район, но эта идея так и осталась неосуществленной. Строительство трамвайной линии по проспекту Дружбы – улице Кутузова – улице Циолковского, осуществленное в 1973 году, оказалось последним.

В 1990-2000-е годы наступило время развала. Не обошлось без потерь и на трамвайном транспорте. Были демонтированы пути от Лыжной базы до Соснового бора, остановлено строительство и демонтированы трамвайные пути в Новоильинский микрорайон. Чтобы разгрузить въезды в город для автомобильного транспорта, убрали трамвайные рельсы с проспектов Строителей и Курако, в Точилино и Куйбышево.
А сегодня нависла угроза убрать трамвайные пути и с проспекта Металлургов. При этом как аргументы приводятся и перегрузка автотранспорта на проспекте Металлургов, и теснота проезжей части дороги, и результаты электронного референдума.

Давайте разберемся в целесообразности скоропалительного решения. Прежде всего нужно учитывать историческую важность объекта. Первый сибирский трамвай был построен именно в нашем городе! Не в Новосибирске (1934), не в Омске (1936), не в Иркутске (1947), не в Барнауле (1948), не в Томске (1949), не в Красноярске (1958). И даже не в Осинниках (1960), в Прокопьевске (1936), в Кемерово (1940).
Во-вторых, проспект Металлургов является тем местом, где строители 84 года тому назад проложили первый трамвайный путь первого сибирского трамвая. Именно на проспекте Металлургов, исторически именно здесь!
В третьих, объекты, сооруженные в 1950-е годы и ранее, представляющие историческую ценность, подлежат выявлению и постановке на учет как памятники истории и культуры федерального, регионального или муниципального значения.
Первый сибирский трамвай, построенный в 1933 году, расположенный на проспекте Металлургов от площади Маяковского до вокзала, должен быть поставлен на учет как объект культурного наследия, по меньшей мере - регионального наследия. Надеюсь, депутаты Городского совета на ближайшем заседании решат вопрос о сохранении первого сибирского трамвая как объекта культурного значения, а главный специалист по сохранению объектов культурного наследия Управления культуры подготовит для депутатов пакет соответствующих документов.
В четвертых, в городе существует большое трамвайное кольцо: Комсомольская площадка – Транспортная – проспект Металлургов – КМК и другой трамвайный путь: КМК – проспект Кузнецкстроевский – проспект Октябрьский – Комсомольская площадка. И, если временно закрывается движение трамваев по одному из этих маршрутов, то вагоны направляются в обход. Убрав трамвайные линии с проспекта Металлургов, получим ситуацию, когда пассажиры на трамвае не смогут доехать до вокзалов. А это большие неудобства не только для пассажиров, но и для инфраструктуры города.
В-пятых, при ремонте проезжей части проспекта Металлургов следует учесть опыт недавнего ремонта Кузнецкого моста через Томь. Там и трамвайные пути сохранили, и дорогу расширили, опять же за счет трамвайных путей.
А теперь, пожалуй, главное. Именно в трамвае, проезжая по историческому маршруту проспекта Металлургов, видя из окна вагона и памятник Владимиру Маяковскому, и уникальный жилой комплекс архитектора Эрнста Мая по улице Хитарова, и красивейшие здания Новокузнецкого драматического театра, Дворца культуры и техники КМК, кинотеатра «Коммунар», и панораму привокзальной площади, под стук трамвайных колёс невольно чувствуешь гордость за тот небывалый энтузиазм первостроителей-кузнецкстроевцев, построивших «Город-сад» и проложивших в нем первый сибирский трамвай.

Скажите, в каком еще городе страны можно увидеть такой уникальный единый исторический комплекс, расположенный по маршруту следования первого сибирского трамвая?

Накануне 400-летия особенно важно понимать: нельзя разрушать, нужно сохранять! Сохранить для потомков маршрут первого сибирского трамвая как бренд нашего города!


Владимир Пилипенко, краевед, 2017
Просмотров: 249