Кузнецкая летопись/ И. С. Конюхов ; [под общ. ред. Ю. В. Ширина ; худож. Н. П. Мигулин]. – Новокузнецк : Кузнецкая крепость, 1995. – 183с. : ил.
По моему мнению, Главной книгой о нашем городе, является «Кузнецкая летопись» Ивана Конюхова. А какую книгу о городе, кроме этой, более интересно читать? При этом я не принижаю ценность творений других авторов.
Замысел написать летопись города появился у И. С. Конюхова уже на склоне лет – в 1867 г.
В 1966 г. в газете «Кузнецкий рабочий» появилась статья новокузнецкого старожила, историка, педагога, страстного краеведа А. И. Полосухина, который попытался привлечь внимание к уникальному документу, каким является летопись И. С. Конюхова, что по сей день хранится в научной библиотеке Томского государственного университета.
Только в 1990 г. рукопись «Летописи» была скопирована полностью и обработана текстологически.
Рукопись состоит из более чем 50 глав на 70 листах и имеет обширное заглавие. На обложке читаем – сокращенное, написанное рукою И. С. Конюхова: «Летопись города Кузнецка». Текст написан черными или коричневыми чернилами. Ряд надписей на полях сделан карандашом. В рукописи – двойная нумерация страниц, библиотечная и авторская.
И. С. Конюхов постоянно испытывал потребность в расширении объема «Летописи» и к основному тексту в течение 15 лет регулярно вносил добавления в виде надписей на полях, вклеек и т. д. Последние строки автор вписал в свою летопись незадолго до смерти, в связи с воцарением в марте 1881 г. Александра III.
«Летопись» насыщена глубокой религиозностью. Не случайно над текстом преамбулы И. С. Конюховым начертан крест и написано: «Господи, благослови».
Будучи религиозным и скромным человеком, И. С. Конюхов никакой корысти в ведении летописи не преследовал. Однако «учинена» она, видимо, не случайно. В 1717 г. отмечался столетний юбилей основания Кузнецка. В память об этом был установлен крест на крепостной горе и воздвигнута над ним часовня. Основание Кузнецка было событием весьма почитаемым для кузнечан, и именно потому к 250-летию города – в 1867 г. – И. С. Конюхов подготовил свою «Летопись».
Он бережно вносит в свой труд все, что вычитал, услышал, помнит сам, отмечая на полях – «по изустным преданиям», «по собственному моему знанию», «из черновой старинной записки». Из авторских записей также ясно, что он использовал в качестве источников сибирские летописные известия 17 в., изданные Н. И. Новиковым в конце 18 в., выдержки из «Сибирской Истории» Г. Миллера в переложении П. Небольсина (1849 г.), периодику, местные официальные и церковные летописи, архивные и другие документальные материалы.
Преобладание «изустных преданий» и собственных воспоминаний наложило отпечаток па хронологические рамки исследования – «Летопись» освещает историю Кузнецкапреимущественно 19 в., – а также на достоверность изложения.
Автор «Летописи» предупреждает, что некоторые сведения, приводимые им, могут быть неточными: «Писал же я, как человек неученый, весьма простым слогом, по своему разумению, не соблюдая никакого порядка, и кому доведется читать сию записку, прошу меня во всех погрешностях простить, а что в ней не исправлено – исправить, за что я буду благодарен».
13 апреля 1877 г. копия «Памятной исторической записки» была представлена И. С. Конюховым в Городовую Думу. Судьба этой копии неизвестна. Возможно, Дума отказалась от приобщения «Летописи» И. С. Конюхова к официальной городской. Полгода спустя, 31 октября 1877 г., И. С. Конюхов вновь предлагает свою рукопись Думе. Возможно, «Летопись» была отклонена, поскольку была очень «домашней» и отнюдь не носила официального характера.
Рукопись И. С. Конюхова – «говорящая», насыщенная, весьма информативна. На полях ее мы читаем порой удивительно эмоциональные приписки, сделанные неизвестными читателями.
Работа И. С. Конюхова получила известность и за пределами Кузнецка. Так, алтайский миссионер В. И. Вербицкий, человек образованный и имевший вес в просвещенном мире, написал И. С. Конюхову весьма лестное письмо.
Дожив до глубокой старости, будучи очевидцем многих событий, И. С. Конюхов умер 18 августа 1881 г. и похоронен на городском кладбище.
«Летопись» И. С. Конюхова имеет сложный состав и представляет собой хаотичное наслоение записей. Подготавливая рукопись к публикации, составителям пришлось кропотливо восстанавливать хронологию событий, чтобы упорядочить чередование глав.